Воспитание малышей и дошкольников
Безопасность ребенка
Забота о безопасности ребенка — главная ваша родительская обязанность. Если вы не обеспечите безопасности ребенка, все остальное будет иметь мало значения. Обучающие игры, педагогическая ответственность, знакомство с моральными ценностями — все это вторично по сравнению с безопасностью ребенка.
В годы перед школой вы, вероятно, рассчитывали несколько ослабить свою бдительность. И вы можете сделать это, но только в том случае, если уже успели привить ребенку необходимые навыки безопасности. На вас лежит основной груз ответственности за ребенка, но теперь он в состоянии усвоить некоторые меры безопасности и самостоятельно прибегать к ним в случае необходимости.
Это птичка, это самолет... это суперэго
Четыре года — это возраст, когда сознание ребенка активно развивается (см. также главу 23). До четырех лет ребенок поступал правильно из желания угодить вам, из-за того, что вы велели ему поступать так. Вы говорили ему, что он может пересекать улицу только держась за руку взрослого, и он подчинялся (если ваши слова не вылетали у него из памяти). Вы предупреждали его, что нельзя совать пальчики и палочки в электрическую розетку, и он не делал этого.
В четыре года ваш малыш по-прежнему хочет нравиться вам, но им руководит уже не одно это желание. Ребенок начинает впитывать ваши правила и осознавать их справедливость и полезность, они становятся его собственными правилами. Это означает, что вам уже не нужно повторять их так часто, как раньше. В большинстве случаев он знает, как надо поступать, и поступает правильно.
Разучивая правила
Когда вы преподаете малышу правила безопасности, вам нужно объяснить ему причины, лежащие в их основе. От слов «делай так, как я сказала», будет мало толка. Прежде всего это неубедительно. Постарайтесь внушить малышу, что правила эти нужны не для того, чтобы сделать его жизнь скучной, а затем, чтобы уберечь его от опасностей. Чем более разумными покажутся эти правила малышу, тем более охотно будет он им следовать.
Избегайте тактики запугивания. Не запрещайте ему карабкаться на спортивный снаряд, грозя, что он упадет с него и сломает себе шею. Такая формулировка не годится. Вместо этого говорите примерно так: «Если ты упадешь, тебе будет больно». Если вы станете преувеличивать опасность, в результате может произойти следующее:
Ребенок утратит к вам доверие. Он будет пренебрегать вашими правилами, потому что грозящая опасность будет казаться ему неправдоподобной.
Ребенок будет верить вашим словам, и постепенно ему начнет казаться, что мир — это жуткое место, и опасность грозит отовсюду.
Если ребенок не подчиняется вашим правилам, вы должны объяснить, чем ему грозит такое неподчинение. К примеру, если ваш ребенок выбегает на улицу, немедленно верните его назад и повторите ему правило, объяснив причину, лежащую в его основе: водители машин могут не заметить малыша и может произойти авария, в которой пострадает и ребенок и водитель.
Одного предупреждения более чем достаточно. Если ребенок продолжает не подчиняться, ужесточите ваши условия. Сделайте так, чтобы ребенок понял связь между своим проступком и его последствиями. Если он продолжает выбегать на улицу, скажите ему так: «Я уже предупреждала тебя, чтобы ты не выбегал на улицу. Это опасно. Если ты не можешь спокойно играть возле дома, значит, вообще не будешь гулять один без взрослых».
Если ваши правила покажутся ребенку разумными и справедливыми, и если он поймет, что они нацелены не на то, чтобы ограничить его свободу, а на то, чтобы обезопасить его существование, скорее всего, он будет охотно следовать им. Вероятно, он даже признает их своими правилами. То, что раньше прививалось через систему запретов и удавалось благодаря желанию ребенка угодить вам, постепенно станет его личной потребностью.
Внутренний голос
Одного лишь следования правилам будет недостаточно для обеспечения безопасности вашего ребенка. Он должен развивать свои собственные инстинкты, которые будут подсказывать, что опасно, и что нет. Внутренний голос запретит ему подсаживаться в чужую машину и удержит его от прогулки по краю обрыва. Помогите малышу развить свои инстинкты и научиться доверять им.
Уроки безопасного поведения
Один из способов помочь малышу в развитии защитных инстинктов состоит в проигрывании опасных ситуаций. Предложите своему ребенку следующий тест:
Чтобы ты сделал, если бы какой-то взрослый зашел за тобой в садик и сказал, что проводит тебя домой?
Что ты сделаешь, если твой мячик выкатится на проезжую часть?
Как ты поступишь, если потеряешься в супермаркете?
Как ты поступишь, увидев, что трехлетний малыш упал со спортивного снаряда?
Что ты предпримешь, если другой ребенок усядется наверху горки и не захочет съезжать вниз?
Что ты будешь делать, если выронишь стакан сока, и он разобьется?
Как ты поступишь, если друзья будут подговаривать тебя сделать что-то опасное?
Что ты предпримешь, если в доме появится дым?
Если ребенок затрудняется с ответом, предложите ему подсказку. Можно позволить ему сделать выбор из нескольких возможных вариантов поведения в данной ситуации. Будьте готовы к любой реакции и сохраняйте спокойствие, если малыш завалит вас дикими ответами, вроде:
Я полью арахисовым маслом этого человека, он станет весь липкий и противный и не угонится за мной.
Я подожду, когда машина подаст мне мяч назад колесами.
Я положу конфеты внизу горки, и ребенок поедет за ними вниз.
Постарайтесь не высмеивать решения малыша. Вероятно, он не хотел смешить вас. Предложите ему свой ответ, и при случае снова задайте ему тот же вопрос и проверьте, что он вам ответит.
Не бойтесь мелких случайностей
Вы стремитесь сделать все для того, чтобы обеспечить безопасность ребенка. Но единственный абсолютно надежный способ — это усадить его под замок в комнате, обитой плюшем, а выпуская оттуда, приклеивать его к себе. Не утруждайте себя чрезмерной опекой и позвольте малышу изучать свои физические способности и делать выводы из своих удач и неудач.
Мелкие случайности помогут ребенку выработать защитный инстинкт, который удержит его от рискованных и опасных действий. Кроме того, они помогут ему оценить свои силы и способности и понять, насколько далеко он может заходить в своем риске. Поэтому вместо того, чтобы трястись над ним, оберегая от каждой ничтожной шишки или малейшего синяка, сосредоточьтесь на том, чтобы уберечь свое дитя от серьезных несчастий.
Опасные игры детей
Когда ваш ребенок играет в одиночестве, это самый безопасный вариант. Он исследует пределы своих физических возможностей, но в большинстве случаев не выходит за них. Существует вероятность, что он может предпринять что-то не совсем безопасное. Но каждый из экспериментов увеличивает физическую силу ребенка, совершенствует координацию движений и помогает ему обрести уверенность в себе. Одновременно он чувствует, когда пора остановиться, что он может позволить себе, а что нет, какие вещи более опасны, и какие — менее. Это поможет ему уберечься от серьезных неприятностей в будущем.
Но иное дело, когда ребенок играет вместе с другими детьми. Тут вам, вероятно, придется проявлять большую бдительность. Многие детишки не прочь порисоваться перед своими ровесниками и предпринимают разные опасные шаги. Возможен вариант, при котором другие дети захотят увлечь вашего ребенка (или он постарается увлечь их) какой-то опасной игрой. Поэтому присматривайте за детьми и не позволяйте им «играть с огнем». Попытайтесь объяснить своему ребенку и его друзьям, что настоящая храбрость не может быть дикой и безрассудной. Особенно внимательно вы должны следить за малышом, когда он играет со старшими детьми, которые еще охотнее будут подталкивать его к тому, чтобы он показал себя смельчаком и выполнил какую-нибудь несоизмеримую с его силами задачу. Даже если старшие дети не будут подталкивать его на соревнование, вы все равно не можете быть спокойны за безопасность своего малыша. Четырехлетний ребенок любит копировать окружающих. Поэтому он может начать подражать отваге старших детей без всякой провокации с их стороны.
Сорвиголова — мое второе имя
Что делать, если у вас отчаянный, опрометчивый и безудержный ребенок? Как быть, если вам кажется, что у него отсутствует инстинкт самосохранения? Если он не чувствует опасности и не желает воздерживаться от рискованных приключений? Некоторые дети постоянно карабкаются на головокружительную высоту, гоняют на велосипедах слишком быстро и прыгают слишком далеко. В итоге вам постоянно приходится иметь дело с ободранными коленками, синяками и шишками на лбу или даже с переломами.
Ребенок-сорвиголова явно нуждается в вашей опеке и установлении ряда ограничений. Он не всегда готов слушаться родителей, и поэтому постарайтесь изобрести для него какую-нибудь интересную и забавную физическую активность, увлекшись которой, он мог бы воздержаться от своих рискованных предприятий. Параллельно продолжайте вашу тактику прямых ограничений и запретов, как вы это делали, когда он еще только учился ходить. Если ваши ограничения будут разумными и последовательными, ребенок согласится принять их (возможно, даже с некоторым чувством облегчения). Со временем у него должен развиться инстинкт самосохранения, который оградит его от наиболее рискованных действий.
Головная боль под названием «улица»
Вы знаете, что улица опасное место для игр вашего ребенка. Теперь и он это знает. Водители часто не могут разглядеть маленьких детей из-за капотов своих автомобилей, в особенности, когда дети пробегают между машинами, припаркованными с одной стороны дороги. И ваш малыш еще не в состоянии понять, как быстро движется машина и на каком расстоянии от нее ему нужно находиться.
К счастью, большинство детей, осведомленных об опасности, которую несут машины, проявляют сверхосмотрительность, когда дело касается перехода улицы. Если вы начали твердить своему ребенку об опасности, подстерегающей его на улице, едва он начал ходить, он, вероятно, решится ступить на проезжую часть только когда машина будет двигаться где-то за километр от него.
Ваш ребенок обязан знать, что для выхода на улицу он должен получить специальное разрешение взрослых. Если его мяч, волан или бумажный змей улетают на мостовую во время игры, реакция ребенка должна быть автоматической — он остается на месте и зовет родителей, чтобы они вышли и вернули его вещь. (Вы должны откликаться на его зов как можно быстрей и охотнее.)
В четыре года ребенок может начать сопротивляться правилу держаться за руку взрослого при переходе улицы. И если вы убедитесь, что машины стоят, и горит зеленый свет, можно позволить ребенку перейти улицу самостоятельно. Однако, как бы не стремился он упрочить свою независимость в этом отношении, вы не должны позволять ему пересекать улицу без вашего одобрения. Не думайте, что ваш малыш может предвидеть появление машины из-за поворота или выезд какого-нибудь лихача на пешеходный переход. Учите малыша переходить улицу: он должен посмотреть в обе стороны движения, чтобы убедиться, что на дороге все спокойно, должен проверить, не выезжает ли машина из-за поворота, и конечно, он должен знать, что означают цвета светофора. Пора постепенно приучать его к самостоятельному переходу улицы. После всех проверок он обязан заручиться вашим одобрением на переход улицы.
Худший из ваших кошмаров
Вам неприятно терроризировать своего ребенка, превращая его в параноика разными историями о киднеппинге, из насилованиях и убийствах. Подобные вещи помогают заполнить программу вечерних новостей, но, по счастью, большинство домов они минуют стороной.
Ребенок не обязан знать ужасающие детали, заставляющие вас трепетать за него и подозревать незнакомцев. Ваши кошмары не должны становиться кошмарами вашего ребенка, оберегайте его от них. Не стоит запугивать его, хотя бы и ради его безопасности. Ему надо знать лишь одно фундаментальное правило и следовать ему:
вам (или тому, на кого возложена обязанность присматривать за ним) нужно в любой момент знать, где он находится.
Малышу будет просто понять и оценить важность такого требования. Разве он сам не стремится постоянно знать, где находитесь вы, и не тревожится, когда вас нет рядом (пусть вы даже у себя в спальне или в ванной)? Так почему бы и вам не тревожиться также о нем?
Сделайте так, чтобы это правило стало абсолютным и непререкаемым. Если ваши соседи приглашают вашего ребенка в кино вместе со своими детьми, прежде всего он должен отпроситься у вас. Если он хочет поиграть во дворе, то должен спросить разрешения. Если в аптеке он хочет посмотреть цветные стеллажи, пока вы заняты покупками, то опять же должен отпроситься у вас. Если ребенок будет твердо придерживаться этого правила, он будет в безопасности.
Никогда (?) не говорить с чужими
Некоторые внушают своим детям: «Никогда не говорите с чужаками!» Но этот совет лишен здорового смысла. Вашему ребенку каждый, кого он встречает, поначалу является чужим: воспитатели и учителя в детском саду, няни, продавцы, кассиры в банке, доктора, дантисты, почтальоны и полицейские. Большинство этих людей, вероятно, очень по-доброму расположены к детям. «Никогда» — это уже перебор. Если вы рядом, ваш ребенок может без опаски разговаривать почти со всяким. А если ваш ребенок потерялся, ему поневоле придется искать помощи у чужих.
Чтобы защитить малыша от опасных чужаков, вы для начала должны определиться с этим понятием «опасный чужак». Им не может считаться:
любой чужой (потому что их слишком много, и ваши друзья тоже чужие вашему ребенку);
некто, имеющий странную или зловещую наружность (поскольку многие «опасные чужаки» могут иметь располагающую внешность и быть весьма приветливыми);
те, кто не знают вашего малыша по имени (поскольку опасный чужак может и подслушать его имя).
Чужаком надо считать того, кому ваш ребенок не был представлен (вами или его воспитателями по детскому саду, другими людьми, которым вы доверили уход и наблюдение за ним). После такого знакомства это уже не чужак.
Потерялся!
Если ваш ребенок отстал от вас и потерялся, у него нет иного выбора, как обратиться за помощью к чужим. Поэтому если вы успели твердо внушить ему, что он не смеет разговаривать ни с какими чужими людьми, он окажется в полном тупике.
Ребенку нужно знать, к кому он может обратиться за помощью. Поэтому разберите с ним эту ситуацию до того, как она наступила. Объясните, что если ему требуется помощь, он должен поискать человека в униформе. Ваш трех- или четырехгодовалый малыш уже в состоянии отличить обычное платье от униформы. Человеком в униформе может быть полицейский, швейцар, кассир или официант. К этим людям ему и следует обратиться, если он потерялся.
Основное правило поведения с чужими
Предыдущая посылка «никогда не разговаривать с чужаками!» недостаточно гибка и не позволит малышу с успехом применить ее на практике. Но как же тогда защититься вашему ребенку от чужих людей? Есть одно несложное правило: никогда и никуда не ходить с чужими (или даже с родственниками и друзьями), если родители, воспитатели в детском саду или няня не одобрили этой прогулки.
И конечно, родители, а также те, кому родители поручили присматривать за малышом, постоянно должны знать, где он находится.
Доведите до сознания малыша, что это правило является абсолютным и что он не должен слушать никого из тех, кто будет убеждать его нарушить это правило. (Более того, он должен немедленно уведомить вас, если кто-то будет пытаться это сделать.) Тогда никакой незнакомец, родственник или друг не сможет завлечь его в машину обещанием конфет, мороженого или смешного щенка — ребенок будет знать одно: прежде всего он должен отпроситься у родителей или воспитателей. Никто не сможет обмануть его известием о вашей внезапной болезни или о том, что вы задерживаетесь и попросили привезти его домой, потому что малыш знает, что сначала он должен отпроситься у старших, которые за ним присматривают.
Умей сказать «нет»!
К несчастью, некоторые дети оказываются ближе к опасности не на улице, а дома. Это горькая истина, но большинство форм физического и сексуального насилия дети испытывают не со стороны незнакомцев, а со стороны людей из ближайшего окружения: родителей, других родственников, друзей семьи или соседей. Поэтому научите ребенка защищать себя не только от незнакомцев, но и от близких людей.
Ключ к защите от насилия состоит в том, чтобы вовремя произнести «нет». Ребенок должен четко понимать, что:
его тело принадлежит ему, и он имеет право охранять его;
он имеет право отказаться от прикосновения другого человека;
он имеет право сказать «нет» любому, кто просит его сделать что-то по секрету.
Если ребенок знает названия всех частей тела, вы можете прямо сказать ему, что ни один взрослый (или старший ребенок), за исключением родителей, доктора или медсестры, не имеет права прикасаться к его гениталиям. Но конечно, малыши могут еще нуждаться в помощи няни или воспитателя в детском саду, когда бывает необходимо вытереть попку после туалета. Убедитесь, что малыш понимает смысл этих исключений из правил. Объясните также ребенку, что никакой взрослый (или старший ребенок) не смеет принуждать его или просить потрогать чужой пенис или чужую вагину.
Развивайте в малыше чувство собственника. Его тело принадлежит только ему и никому более, даже вам. Это означает, что он имеет право сказать «нет» любому взрослому, который захочет прикоснуться к нему тем или иным образом. Даже если неприятное прикосновение было случайным и исходило от близкого человека, которому можно доверять, ребенок вправе заявить: «Я не хочу, чтобы ты трогал меня так».
Если вы хотите, чтобы ребенок знал и охранял свои права, касающиеся его тела, уважайте и сами эти права. Не навязывайте ему знаков своей любви и привязанности. Если вам хочется обнять или поцеловать ребенка, спросите у него разрешения. Но если он уклоняется или говорит «нет», как поступают многие дети, не настаивайте. То же правило распространяется на всех ваших друзей и родственников. Когда ваша сестра является к вам с визитом, вы не должны командовать малышу:
«Беги скорей сюда и поцелуй тетю!» Лучше спросите его: «Ты не хочешь поцеловать тетю?» Если он отказывается, не извиняйтесь за него и не расстраивайтесь. Ребенок имеет право на отказ, это в порядке вещей.
Научите ребенка понимать разницу между «хорошими секретами» и «плохими секретами». Взрослый, который совершает физическое или сексуальной злоупотребление ребенком, всегда настаивает, чтобы тот сохранил это в секрете, и часто угрожает ребенку, чтобы заставить его молчать. Поэтому вы должны объяснить малышу, какие секреты нужно хранить, а какие — рассказывать.
Хороший секрет, который нужно хранить, обычно касается подарка на день рождения или сюрприза на каком-нибудь празднике. Хороший секрет нужно скрывать короткий промежуток времени от одного или двух людей, которых ты собираешься обрадовать. Когда этот секрет открывают, все радуются и веселятся. Что же касается плохого секрета, то он не может сделать ребенка счастливым. Напротив, он будет угнетать его и беспокоить. Как бы горек не был этот секрет, о нем необходимо рассказать старшим, которые внушают доверие.
Научите ребенка доверять своим инстинктам, которые подскажут ему, где разница между опасным и безопасным прикосновением. Скажите малышу, что если он в чем-то не уверен, то может обратиться за разъяснением к вам или другому взрослому, которому можно доверять.
Ваш ребенок должен знать, что если его беспокоит или пугает что-то, если ему кажется что-то неудобным или смешным, или если кто-то пытался трогать его за гениталии, он может прийти к вам или другому взрослому, которому можно доверять, и поделиться своими опасениями. Ребенок должен быть уверен, что вы выслушаете его в случае необходимости. Поэтому никогда не стыдите его за возможно беспочвенные подозрения и выслушивайте терпеливо. Если вы продемонстрируете ему свою готовность к обсуждению любого, самого сокровенного вопроса, он не будет бояться делиться с вами тем, что с ним случилось, и следовательно, у вас будет возможность предостеречь его и оградить от вероятного насилия.
Главное, что нужно запомнить
Избегайте тактики запугивания, чтобы достигнуть послушания. Вместо этого объясняйте ребенку причину возникновения тех или иных правил его личной безопасности.
Регулярно проигрывайте ситуации, из которых малыш должен самостоятельно найти безопасный выход.
Заботьтесь о предотвращении действительно серьезных инцидентов. Разные мелкие неприятности лишь помогут малышу ощутить пределы своих возможностей и выработать инстинкт самосохранения.
Вы, или тот, кому вы доверили приглядывать за ребенком, должны знать, где он находится в любое время. Ребенок должен твердо усвоить, что ему нельзя уходить куда-то с кем-то, не спросив разрешения у вас или воспитателя.
Объясните ребенку, что если он потеряется, ему нужно обратиться за помощью к человеку в униформе.
Научите ребенка понимать разницу между опасными и безопасными прикосновениями, а также между хорошими и плохими секретами. Объясните ему, что во всем, что касается его тела, он может сказать «нет» самым близким людям.