Воспитание малышей и дошкольников
Дефекты речи
Возможно, вы обеспокоены тем, что ваш ребенок порой начинает заикаться и запинаться. Успокойтесь. Эти дефекты речи естественны в трехгодовалом возрасте и связаны со способностью малыша думать и облекать свои мысли в слова. Заикание и запинание становятся особенно заметны, когда малыш возбужден или раздосадован; в такие моменты он с трудом находит нужные слова.
Несмотря на увеличение запаса слов и развитие речевого аппарата, язык дается нелегко трехгодовалому малышу. Во-первых, он уже знает, что для каждого предмета есть определенное название, и он изо всех сил стремится знать как можно больше предметов и называть их правильно, что удается ему не всегда. Во-вторых, он уже не желает ограничиваться одним лишь называнием предметов, находящихся в поле его зрения. Он ставит перед собой гораздо более сложную задачу — научиться выражать свои мысли. То есть он делает первые шаги к овладению абстрактным мышлением, что требует от него немалых усилий.
Другая проблема трехгодовалого малыша — это произношение. Но и здесь также не стоит волноваться. Не одергивайте малыша, этим вы лишь увеличите его запинания и заикания. Достаточно того, чтобы вы сами говорили правильно, заставляя малыша равняться на вас. Он не может не подражать вам в произношении слов, которое, как хорошее вино, становится лучше с годами.
Порой у вашего ребенка может проснуться желание слегка поковеркать слова, как он делал это раньше. Если вы станете поощрять подобные приступы ностальгии, он может решить, что его сюсюканье кажется вам забавным и приятным.
Но если вы хотите, чтобы ваш сын (или дочь) перестал лепетать как младенец, то не спешите отвечать ему, хотя бы вы даже и поняли, о чем он спрашивает вас. Вместо этого переведите его сюсюканье на взрослый язык. Ни в коем случае не уподобляйтесь ему и не начинайте сюсюкать сами. Если вы не станете поощрять его, в ближайшее время он отвыкнет от младенческого лепета.
Страсть к словотворчеству
Значительное усовершенствование речевых навыков на четвертом году жизни это прорыв малыша вперед к следующей возрастной группе. Он теперь стоит где-то на полпути между малышом и дошкольником. Как малыш он по-прежнему больше действует, чем говорит. Как дошкольник он может теперь не только действовать, но и говорить. И он говорит с каждым днем все больше и больше.
По мере того, как малыш чувствует себя все увереннее и непринужденнее в речевой стихии, он начинает получать удовольствие от игры с языком. Это проявляется в том, что он начинает изобретать новые слова, хотя и не слишком много, ведь пока он знает не слишком много настоящих слов, от которых должен отталкиваться в своем творчестве. Вероятно, он будет коверкать и произношение и даже поразит ваш слух какими-то невообразимыми рифмами.
Невидимый мир внутри нас
Все, что узнал или подумал малыш, написано у него на лице и прорывается в словах. Иное дело — дошкольник, который самое интересное держит при себе. Он может придумывать, воображать, замышлять шалости, а вы не узнаете и половины из того, что у него в голове.
Однако о некоторых его замыслах вы все же узнаете по мере того, как он реализует их. Стремительное развитие малыша на четвертом году позволяет ему реализовать свои фантазии. Когда перед его мысленным взором проносится нечто голубое, например, он окунает кисточку в голубую краску и водит ею по бумаге. Или, допустим, он решил поиграть в одну из взрослых ролей. Тут он способен перерыть весь свой художественный реквизит в поисках какого-нибудь особенного шарфика или пояска, пригрезившихся ему случайно, и будет страшно разочарован, не обнаружив их.
Фантазии могут иметь очень сильную власть над малышом. Например, он вполне способен создать в своем воображении образы каких-то друзей и даже настаивать на том, чтобы вы признали их существование. Он может просить вас оставить место за столом для его друзей или дать им почитать какие-то ваши книжки. Старайтесь (в разумных, конечно, пределах) идти навстречу настойчивым просьбам малыша. Не стоит резко отрицать его фантазии. Наличие воображаемых друзей у трехгодовалого малыша еще не означает психического расстройства. Это всего лишь игра, помогающая ему развивать творческие способности.
Слушая голос разума
Развитие речевых способностей позволяет малышу быть более коммуникабельным и понятливым. Вы и ваш малыш способны достичь взаимопонимания. Например, малышу теперь намного доступнее смысл некоторых ваших требований и запретов, хотя он и не всегда хочет следовать им.
Теперь он способен не только слушать, но неплохо понимать вас и отвечать на ваши слова. Ваше словесное объяснение ему каких-то вещей работает не хуже наглядного примера. Вам не нужно уже спешить за вашим выбежавшим из дома малышом, чтобы успеть перехватить его до того, как он окажется посреди дороги.
Достаточно просто сказать ему, что он не должен выходить на улицу. И вам ни к чему хватать его за руку, чтобы он не успел причинить вред себе или другим. Можно просто сказать: «Это делать нельзя, остановись!» А если малыш заслужил наказание, вам уже не нужно подхватывать его и усаживать в специальное кресло, где он может обдумать свое поведение. Вы можете приказать ему, чтобы он сам пошел и сел, где положено. Таким образом, вы освобождаете малыша от унизительного физического воздействия.
Если раньше сделка с малышом была невозможна, то теперь вы вполне можете предложит ему приз за приличное поведение, и он в состоянии понять ваше условие. Возможно, оно ему не совсем подойдет, и он выдвинет свое предложение. В любом случае, вы теперь получили возможность обсуждать с ним что-то и договариваться о чем-то. Каким бы нелепым или даже циничным не показалось вам требование малыша, важнее другое — он уже поддается голосу разума и вашим увещеваниям. Вы оба оказались теперь на более цивилизованной стадии общения. Переговоры выглядят лучше приказов и баталий.
С развитием речевой способности и понимания, малышу уже легче бороться со своими страхами. Если ваши доводы разумны, он в состоянии воспринять их. Поэтому говорите с ним в таком примерно духе:
Не бойся. Эта собака привязана.
Никаких монстров в жизни не бывает, они есть только в кино и сказках.
Я буду внизу. Если тебе что-то понадобится, позови меня.
Развитие в малыше способности к абстрактному мышлению поможет ему преодолеть страх разлуки и одиночества. Он уже соображает, что если вас нет рядом и он не может видеть вас, слышать или осязать — это еще не означает, что вы исчезли навеки или бросили его. Его физический комфорт уже в меньшей степени зависит от вас, и следовательно, у него чуть меньше оснований для беспокойства.