Воспитание малышей и дошкольников
Ходим на горшок
Подумайте о привыкании к туалету с позиции малыша. Зачем ему это, в сущности, надо? Когда он учился есть самостоятельно, эффект ощущался мгновенно — освобождение от голода и удовольствие. Учась ходить, он обретал подвижность и удовлетворял свою тягу к приключениям. Умение говорить позволяет ему сообщать вам о своих затруднениях и желаниях. Но какие выгоды сулит ему привычка к аккуратности? Малыш будет продолжать мочиться под себя, даже если его уже научили пользоваться горшком.
Для малыша проще оставаться в его пеленках и памперсах. С ними он может освободиться от лишнего груза мгновенно, не утруждая себя поисками туалета. Ему не надо чиститься и мыть ручки вы сделаете это за него.
У вас масса стимулов приучать малыша к аккуратности, у него эти стимулы отсутствуют, за редким исключением. Такими исключениями смогут быть ситуации:
* когда он хочет казаться больше, чем есть (возможно, это самый сильный стимул);
* чтобы угодить вам — мотив, который приобретает важность со временем;
* ваш малыш не выносит грязных или мокрых пеленок (хотя многие дети чувствуют себя в них весьма неплохо).
Если вы хотите приучить двухгодовалого малыша к аккуратности, играйте на его желании скорее стать большим, хотя до середины третьего года ему будет трудновато уловить связь между тем и другим. В конце концов, благодаря вам ему не приходится долго мучиться с испачканными пеленками. Вы должны мягко убеждать малыша, говоря ему, что большие дети так не делают. Но ни в коем случае не давите на малыша и не наказывайте его, чтобы не превратить борьбу за аккуратность в затяжную войну, которая грозит вам разочарованием в собственных силах, утратой авторитета и испорченными нервами. А малыш станет пачкать пеленки именно из желания быть взрослым и проявлять независимость наперекор вам.
Когда начинать «туалетный тренинг»
Хотите верьте, хотите нет, но ваш малыш сам даст вам знать, когда он будет готов сесть на горшок. До этого момента усаживать его насильно бесполезно. И не только из опасения разбудить в нем дух противоречия; если малыш еще не способен контролировать себя, у него может возникнуть чувство тревоги из-за того, что он не оправдает ваших ожиданий. Кроме того, не лишено смысла предоставить малышу самому решать, когда он готов пользоваться горшком. Готовность же зависит от его способности контролировать сокращения мочевого пузыря и кишечника.
Разумеется, умение контролировать еще не означает желания пользоваться этим умением. Большинство малышей начинают проситься на горшок между вторым и третьим годом. Бывают редкие сознательные дети, которые делают это еще раньше. Некоторые же считают, что раньше трех лет им можно не беспокоиться.
В целом, девочки начинают раньше контролировать сокращения мочевого пузыря и кишечника, чем мальчики. Если ребенок познакомился с горшком и пользуется им, «случайности» неизбежны до его третьего дня рождения. У тех детей, кто сел на горшок позже, «случайностей» меньше, поскольку они начали менять привычки более взрослыми и более осознанно. Так стоит ли торопиться с усаживанием малыша на горшок?
Ключ к определению готовности малыша для высаживания на горшок скрыт в нем самом. Бесполезно воспитывать его, если он понимает, что с ним, лишь когда струйка сбегает по его ногам вниз.
Дожидайтесь следующих признаков в поведении малыша, чтобы начать его обучение:
* пеленка малыша часто остается сухой в течение двух часов после того, как ее сменили;
* малыш обнаруживает понимание несложных требований и инструкций;
* малыш демонстрирует способность подражания взрослым;
* способность малыша объяснить словами, что ему пора в туалет;
* неприязнь к мокрым и грязным пеленкам;
* нетерпение и беспокойство в лице малыша могут говорить о том, что ему пора опорожнить кишечник. Или он может стать напряженным и неподвижным как статуя, что говорит о том же. Кроме того, он может показывать в сторону туалета или ванной комнаты.
Что лучше — горшок или детское сиденье?
Прежде всего малыш должен познакомиться с горшком или специальным сиденьем, которое устанавливают на обычный унитаз. (Имеется также комбинированный вариант — сиденье, которое крепится на горшок, а затем вместе с ним устанавливается на унитаз.) Рассмотрим преимущества каждого из вариантов.
Пользование горшком:
* горшок не пугает малыша своими размерами и более удобен для него;
* сидя на горшке, малыш не боится, что его смоет внутрь (некоторым детям знакомы подобные страхи);
* горшок удобен тем, что его можно быстро предложить малышу, который не всегда успевает добежать до туалетной комнаты.
Установка детского сиденья на унитазе:
* отпадает необходимость мыть горшок, достаточно спустить воду;
* складывающееся вчетверо сиденье удобно брать в дорогу, так как оно почти не занимает места; его можно положить в сумку с памперсами и пеленками;
* быстро установить на унитаз при первой необходимости.
Если вы выбрали детское сиденье, не забудьте поставить прочный стульчик перед унитазом, чтобы малыш мог на него забраться самостоятельно. Если вы решили остановиться на горшке, то пусть он будет достаточно тяжелым и устойчивым, чтобы не перевернуться, когда малыш будет ерзать на нем, дожидаясь результата.
Присматривание к горшку
Если вы остановились на горшке, познакомьте с ним малыша задолго до того, как он сможет пользоваться им. Не стоит полагаться на то, что малыш и сам мгновенно сообразит, что это такое, и что с этим делать. Горшок совсем не похож на туалет, которым пользуются мамочка и папочка. Поэтому вы должны объяснить малышу, зачем ему может понадобиться горшок, не принуждая пользоваться им.
Не торопитесь. Скажите своему малышу, что когда детям на-доедает разгуливать в пеленках, к их услугам всегда есть горшок. Затем дайте ему привыкнуть к виду горшка и к самой идее пользоваться им. Если он станет играть с горшком — усаживать на него кукол, мягкие игрушки или садиться сам, с пеленками или без них, — все идет прекрасно. Скажите малышу, что он может не стесняться, используя горшок по назначению. Но имейте ввиду: если ваш ребенок однажды помочился в горшок, это еще не означает, что он готов пользоваться им постоянно (хотя с некоторыми детьми так и бывает).
Наблюдение и подражание очень помогает в этот переходный период. Ваш двухгодовалый малыш, скорее всего, знает, зачем ему дали горшок, он, несомненно, уже имел хоть одну возможность подсмотреть за вами в туалете. Если вам хочется лучше проинструктировать малыша, приобретите для него книжки на соответствующую тему. Не упускайте из виду, что какими бы учебными пособиями вы ни завалили своего малыша, если он не готов расстаться с пеленками, все будет бесполезно. Даже если малыш проявил интерес к вашему инструктажу, не спешите усиливать свой нажим на него. Предоставьте ему лидирующую партию, пусть он перестраивается без нервотрепки, спокойно. Объясняйте, поощряйте, но не давите.
Усаживаясь на горшок
И вы, и малыш, возможно, достигнете большего успеха, если начнете ходить в горшок «по большой нужде». Разумеется, малыш чаще бывает мокрым, чем грязным, но зато сокращения кишечника более предсказуемы. Малыш какает раз или два в день и почти всегда по расписанию. И его готовность опорожнить кишечник более заметна. Вам не нужно караулить его весь день как ястреб, чтобы предотвратить «инцидент». Достаточно потратить час или два в день, на которые приходятся извержения кишечника малыша.
Мочеиспускания контролировать труднее. Не успеет малыш сказать «хочу пи-пи», как струйка уже побежала по его ножкам вниз. Малыши писают часто, и случайности тут неизбежны.
Однако после того, как вам с малышом удалось достичь некоторого успеха — не совершенства, а лишь весьма относительного успеха — в контроле за работой кишечника, можно начинать контроль за мочеиспусканиями.
Подходящий момент для старта связан с дневным отдыхом малыша. Если малыш регулярно просыпается сухим, пора подумать об освобождении от пеленок на это время. Просите малыша садиться на горшок перед дневным сном и сразу после него. Если вам не приходится тратить время на замену простыней, можно предложить ребенку и дальше, вплоть до ночного сна, обходиться без пеленки. Затем он, вероятно, сможет прожить без нее и весь день. (Однако не советуем вам рисковать в ночное время.)