Воспитание малышей и дошкольников
Игры и игрушки
Ваш старший становится все более социальным существом. У него появились собственные друзья, и он наслаждается разговорами, шутками и играми с ними. Вы можете быть слегка удивлены или обескуражены тем, как быстро вы оказались отодвинуты на задний план. Пока и на короткое время вы перестаете быть первым и лучшим товарищем по играм для своего ребенка.
Все это в порядке вещей. Однако не отступайте. Пусть ваш ребенок и обзавелся новыми друзьями — это не означает, что вы должны перестать играть с ним. Ваш ребенок по-прежнему нуждается в общении и играх с вами. Через игры вы можете развивать его мыслительные способности и язык, его находчивость и изобретательность, которые он будет потом проявлять в играх со своими друзьями, с самим собой и снова с вами, заставляя вас радоваться достигнутым результатам.
Поиск домашней активности
Во что же и как должны вы играть со своим ребенком? Отчасти это зависит от того вида активности, которым ребенок был занят в детском саду.
Игры на стороне
Если в детском саду ваш ребенок проводит большую часть времени, бегая по двору, постарайтесь выбрать для него дома более тихую и созерцательную активность (чтение, пение или просто беседу).
Более всего дома ребенок нуждается в вашем особенном внимании к нему, которое трудно встретить у чужих, в том, чтобы вы направляли всю свою родительскую энергию на удовлетворение его желаний и потребностей. Как бы много времени ни провел ребенок с другими, он все равно бесконечно нуждается в вас. Если он только изредка просит пригласить в дом его друзей, это значит, что ему не хватает общения с вами.
Домашние игры
Если ваш трехгодовалый малыш не посещает детский садик, он нуждается в гораздо большем руководстве с вашей стороны при выборе игровой активности. Вы обязаны определить структуру его развлечений, отдыха и обучения. Расширение кругозора малыша ложится всецело на ваши плечи.
Старайтесь разнообразить игровую активность. Устраивайте тихие созерцательные часы, когда ребенок читает и пересказывает, решает головоломки и слушает музыку или занимается музыкой. Но не забывайте и об активном проведении времени за пределами дома, если позволяет погода: играх в мяч, салочки и других подвижных играх на природе. Посетите ближайшую детскую площадку, где ребенок может покататься с горки, покачаться на качелях или покарабкаться по лестницам.
Вы ближе всех к вашему ребенку. Переговорите с ним, чтобы узнать его интересы. Если он задает много вопросов о животных; возьмите в библиотеке книжки о них и сходите в зоопарк или ближайший парк. Если он увидел машину скорой помощи или пожарную машину и стал интересоваться тем, почему они издают так много шума, расскажите ему немного об этих вещах и, если нужно, расширьте его знания об этом с помощью книг. Можно даже прогуляться с ним до ближайшей пожарной команды или побывать в госпитале. Помогайте малышу как можно больше узнать о предмете, заинтересовавшем его, и поощряйте его интересоваться разными вещами на свете. Не забывайте о том, что вы его первый и лучший учитель.
Знакомы ли вы с настольными играми?
Три года — превосходный возраст для знакомства с настольными играми, в особенности, если и вам по вкусу этот род игр. Подобные игры учат ребенка пониманию того, что такое стремление выиграть или спортивный азарт, что такое успех, а также разочарование и неудача. Он учится тому, что независимо от результата — выигрыша или поражения — каждый раз он может начинать все заново. Игры дают вам возможность научить дошкольника правилам, объяснить ему, что такое честность, а также везение. Игры помогают ему развивать и концентрировать внимание.
Настольные игры учат также социальной модели поведения. Почти все они построены на очередности ходов, на делении кубиков или карточек, ожидании, и предполагают честное состязание партнеров. (Старайтесь делать игру как можно более увлекательной и забавной, не слишком фокусируясь на том, кто выиграл.)
Помимо навыков социального общения, лучшие детские игры помогают детям отточить интеллект, поскольку они предполагают умение считать или сравнивать цвета, например. Большинство игр с картинками построены на соревновании цветов или номеров или сравнении номеров. Игры типа рисованного лото помогают расширить словарь ребенка и развить его зрительную память.
Начинать надо с простейших настольных игр. Если ребенку придется запоминать кучу разных условий и правил, — он или вы, кто-то из вас — быстро утратит терпение, а значит и интерес к игре. Хороши для начала игры, которые построены на движении фишек по доске, на бросании кубиков с номерами и подсчете очков, не свыше шести.
Точно так же, начиная знакомить ребенка с картами, выбирайте что попроще, а не хватайтесь сразу за бридж.
Это нечестно! Я никогда не выигрываю!
Должны ли вы дать ребенку победить в каких-то играх? Иначе говоря, должны ли вы сознательно поддаться ему?
Вы можете сказать, что ваш намеренный проигрыш приподнимет дух ребенка. Но вместо того, чтобы сообщать ему
чувство ложной уверенности, попробуйте играть так хорошо, как можете. Если ребенок проигрывает, пусть так и будет. В конце концов чадо должно знать обе стороны спортивного этикета: не только как красиво выигрывать, но и как красиво проигрывать, не унижая себя проявлением разных негативных эмоций.
Вам хочется, чтобы ребенок получал удовлетворение от игры. А если он постоянно проигрывает, есть вероятность того, что он не захочет в который раз оттачивать свое спортивное мастерство и утратит интерес к этой игре. Поэтому, если вы хотите поддержать в нем этот интерес, позвольте ему выиграть где-то в половине раз.
Но вы можете избрать и постоянную жесткую линию — не поддаваться в игре, если считаете, что лишаете ее этим смысла. В таком случае вам лучше выбирать игры, результат которых зависит строго от удачи или случайности, игры, которые не требуют большого умения.
Но конечно, ваш ребенок должен уметь и красиво проигрывать. Другие дети не позволят ему легко обыграть себя. Вашему ребенку придется усвоить горькую истину: каждый из детей желает выиграть, но победитель бывает только один.
Победа в игре, особенно если побит старший, более сильный и ловкий противник, может доставить вашему ребенку великую радость и необыкновенный взлет самоуверенности. Это дает и вам, в свою очередь, возможность научиться сохранять хорошую мину при плохой игре (если вам это, конечно, удастся).
Читая книжки
Если вы еще не почерпнули информацию из глав 7 и 14 нашей книги, то мы готовы повториться — читайте вашему ребенку как можно чаще.
Теперь, когда ваш ребенок достаточно взрослый, выбирайте для него более сложные книжки, где больше текста, а не просто иллюстрации на каждой полосе с лаконичными подписями или двустишиями.
Иллюстрации в книжках для трехлетнего малыша должны поддерживать в нем интерес к сюжету. Выбирайте книжки с простыми и понятными историями о дружбе, семье, машинах и поездах, а также о животных, которые ведут себя как люди. (Попробуйте также читать книжки со стихами для детей.) Истории содержат много новых слов и идей для трехлетнего ребенка, и они развивают его понимание реального и воображаемого миров.
Вы и ваш ребенок по несколько раз перечитываете одни и те же истории. Будьте терпеливы. Повторное чтение помогает вашему ребенку запоминать книжки, и этот багаж окажется для него весьма полезным, когда он сам попробует читать слова.
Помогайте вашему малышу лучше понять текст, прибегая к особенной интонации, делая паузы и обсуждая с ним картинки. Задавайте ему вопросы типа: «Как ты думаешь, что случится потом?» Поощряйте ребенка к тому, чтобы он задавал вам вопросы по тексту или о картинках, даже если это прерывает историю.
Если вы читаете ребенку перед сном, оставляйте запас времени, чтобы не спешить и не глотать слова. Читайте медленно и четко, чтобы он слышал слова и понимал их значение.
В местной библиотеке вам помогут найти немало книг, которые понравятся вашему ребенку. Вам будет легче привить ребенку любовь к чтению, если вы продемонстрируете ему, что тоже очарованы книжками. Ему будет интересно узнать, что в мире взрослых существуют не только занимательные, но и полезные книжки. Поэтому заглядывайте вместе с ребенком в энциклопедии и другие справочные издания, чтобы ответить на его вопросы.
Теперь я знаю азбуку (и цифры тоже)
Частое чтение вместе с ребенком помогает ему привыкнуть к буквам алфавита. И хотя не стоит оказывать давление на трехлетнего ребенка с тем, чтобы он учился читать, начните понемногу знакомить его с алфавитом. Попробуйте показать ему написание нескольких простых слов — в особенности таких, которые часто повторятся в тексте. Покажите ему, как пишется его собственное имя. Объясните, как соотносятся буквы с определенными звуками.
Используйте любую возможность для того, чтобы познакомить ребенка с цифрами. Вы не должны учить его сложному счету или основам арифметики, но попробуйте считать с ним во время чтения, на кухне, за обедом, в ванной или при одевании. Сколько собачек на странице? Сколько яиц приготовить на завтрак? Сколько пуговиц на его рубашке?
Не заставляйте ребенка бессмысленно заучивать наизусть цифры. Простое перечисление (один, два, три, четыре) ничего не говорит вашему ребенку. Это не поможет ему понять, что такое цифры, и зачем они нужны. Это даже нельзя назвать счетом, поскольку счет предполагает наличие пересчитываемых предметов.
Сообразив, что такое цифры, и зачем они, ребенок быстро продвинется вперед. Он начнет совершать простейшие арифметические действия: прибавлять три книжки к другим двум, вычитать одно пирожное из стопки, уложенной на блюде, и делить состав железнодорожных вагончиков (три тебе и три мне). При этом, испытывать радостное возбуждение будет не только он, но и вы.
Весь мир — театр
У трехгодовалого малыша фантазия никогда не дремлет. Он без конца изобретает новые сценарии игры и подражает разным людям и профессиям. Его трехколесный велосипед превращается то в автомобиль, то в машину скорой помощи, в мотоцикл или в пожарную машину — каждый раз со своим особенным шумом. Простые картонные коробки превращаются в машины, лодки, поезда, дома, туннели, пещеры, кукольные театры и замки. Трехгодовалый малыш любит устраивать палатки или домики для игры, и он будет счастлив, сели вы поможете ему, накрыв одеялами стулья или столы.
Если к вашему ребенку придет один или несколько друзей, много шансов за то, что они начнут играть в «наш дом»: готовить еду в кукольной посуде, укладывать «ребенка» (куклу) спать и так далее. Они начнут копировать все то, на что успели насмотреться у себя в доме за свои три года. Благодаря этой игре дети получают навыки социального общения, поскольку им приходится договариваться о чем-то и распределять роли между собой.
Играя, ребенок имитирует поведение взрослых, но уже слишком заметна разница между его игровым поведением в два года и теперь. Он не просто копирует, но вживается в роль и развивает ее по-своему. Костюмный реквизит уже не на первом плане в его игре (хотя он все еще важен); главное — это правильно поступать и говорить.
Большинство фантазийных игр ребенка не требуют вашего участия. Воображение малыша заработает сильнее, если вы позволите ему действовать по его собственному сценарию и останетесь в стороне. Пусть он творит свой мир, но если он пригласит вас принять участие в игре, присоединяйтесь как можно охотнее. Однако выдерживайте отведенную вам роль и не пытайтесь контролировать ход сценария.
Фантазии также помогают ребенку проиграть какие-то тревожные ситуации в его жизни и таким образом освободиться от них. Например, он может часто играть в доктора и брать на себя роль пациента, которому требуется госпитализация. Или при появлении в доме новорожденного он может начать изображать из себя родителя.
Несколько слов о военных играх. Большинство ребят с удовольствием погружаются в них, несмотря на противодействие родителей. Всеми средствами избегайте того, чтобы покупать игрушечные пистолеты и сабли, если такие вещи приносят вам дискомфорт; хотя это и весьма трудно — оказаться в стороне от насилия, которым пропитаны наше общество и наша культура.
Поэтому не удивляйтесь, застав однажды малыша с рогаткой в руке или с палкой, за неимением сабли. Вместо того чтобы тратить впустую время на запреты и уговоры, сосредоточьтесь на том, чтобы научить ребенка ценить ненасильственный метод улаживания споров в реальной жизни. (Ваш ребенок должен понять разницу между фантазией или игрой и реальностью.)
Физическая активность
Она помогает малышу установить предел свои возможностей. Карабканье по лестницам, управление своим телом при раскачивании на качелях, восхождение на спиральную горку — все эти упражнения развивают равновесие, координацию, силу и ловкость дошкольника. И еще один плюс — они помогают ребенку выплеснуть излишнюю энергию.
Для развития мускульной силы ребенка, его координации и равновесия весьма полезны всевозможные хороводы, типа «Баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок», когда участники хором повторяют за лидером стишки и выполняют разные движения под музыку, держась за руки. Отведите ребенка на ближайшую к вашему дому детскую площадку, там вы найдете все необходимое для развития его физических способностей: лестницы, горки, качели разного вида и качалки. Ему будет не только полезно, но и очень весело проводить время на такой площадке. И если вы планируете усадить его на трехколесный велосипед, сделайте это сейчас. Если вначале он будет перебирать ногами по земле вместо того, чтобы жать на педали, это упражнение будет весьма полезным для его мускулов ног.
Искусство ради искусства
Ближе к трем годам художественные способности ребенка заметно улучшаются. По мере того как он оттачивает координацию рук и зрения, рисунки его делаются все более узнаваемыми. Возможно, вертикальные линии удаются ему все еще лучше горизонтальных. Но однажды он вдруг нарисует круг или, по крайней мере, неправильный овал. Он заметит, что в зависимости от нажима можно получать линии разной толщины.
Ребенок захочет поэкспериментировать с ножницами (разумеется, они должны быть безопасными). Вначале, он, вероятно, вырежет ими бахрому внизу какого-нибудь клочка бумаги. Но к концу третьего года уже будет в состоянии изрезать целую бумажную простыню. Поэтому прежде, чем открыть для него доступ к ножницам, убедитесь, что он обеспечен бумагой в избытке — старыми газетами и журналами, просто обрезками. Иначе вы найдете изрезанными свежие утренние газеты, письма, телефонную книгу и так далее.
Ваш ребенок будет очень гордиться собой, вырезая, рисуя и раскрашивая. В три года удовлетворение доставляет еще сам процесс творческого труда, а не результат. Не заставляйте ребенка без конца определяться со своими творениями, приставая к нему с вопросами: «Что это?» Возможно, он просто действует наугад, стараясь понять, что может выйти из беспорядочных обрезков или из нагромождения линий разных цветов и толщины.
Старайтесь не навязывать собственное видение настоящей или будущей работы малыша. Если он с гордостью показывает вам свое произведение и вы хотите подбодрить его, говорите только о том, что видите.
В твоем рисунке много голубого. Мне тоже нравится голубое.
Очень симпатичные спиральки.
О, ты раскрасил каждый сантиметр этой бумаги!
Как здорово ты поработал этими ножницами!
Какой-то результат может прийти позже, к концу года, а еще вероятнее, после того, как малышу минет четыре. Если вам случайно удастся угадать, что изобразил ваш малыш, вы можете усилить его гордость за свою работу. Но если вы ошибетесь, он может переживать свой провал, решив, что его рисунок неудачен, или он может подумать, что вы что-то вроде идиота или лунатика, раз вам не удалось узнать великолепно нарисованную вещь.
Главное, что нужно запомнить
Игры помогают вашему ребенку приобрести навык социального общения (необходимость делиться, соблюдать очередность, умение выигрывать и проигрывать), а также усвоить азы обучения (счет, алфавит, рисование и так далее).
Если вы под давлением каких-то соображений не хотите поддаваться в игре своему ребенку, выбирайте такие игры, где победа зависит не от ловкости и умения, а от случая.
Старайтесь научиться художественному чтению, чтобы оживить содержание книги для малыша.
Избегайте навязывания ребенку вашей собственной концепции его художественных работ.