Воспитание малышей и дошкольников
Как приучить ребенка к горшку
Если малыш, сообщает вам, что ему нужен горшок, или отправляется за ним сам, считайте, что вам крупно повезло. Скорее всего, вам уже недолго осталось выручать его с этой проблемой.
В первые недели освобождения от пеленок ходите за малышом по пятам как заботливая наседка. Вы легко догадаетесь о трудностях малыша по следующим признакам:
сжимание ножек и топтание на месте;
прижимание руками паха;
характерное выражение лица; или
нетерпеливые подпрыгивания вверх-вниз.
Если вам кажется, что малыш готов, подведите его прямо к горшку или туалетной комнате — или, еще лучше, спросите, не пора ли ему воспользоваться горшком. Пусть ему не кажется, что его принуждают. Вы можете намекнуть малышу, как вы догадались о его затруднениях: «Сирил, ты не слишком крепко сжимаешь ножки? Не пора ли тебе наведаться в туалет?»
Терпение и настойчивость — это ваш ключ к успеху. Раз в час или два раза напоминайте малышу, чтобы он присел на горшок. Подсказки должны начинаться с момента утреннего пробуждения. Даже если малыш поднимается утром в пеленках, он должен усвоить, что день надо начинать с посещения ванной комнаты. В конце концов мочевой пузырь малыша не может быть абсолютно пустым, и вы не можете знать, когда он мочился в последний раз. Другие подсказки следует приурочить к моментам до и после дневного сна. Последнее особенно важно, если малыш уже спит днем без пеленок.
Усадив малыша на горшок, попробуйте сами присесть на стульчике неподалеку и почитать книжку или спеть песенку, чтобы ему было легче расслабиться. Можно повернуть кран в ванной, чтобы звук журчащей воды тоже побудил малыша к определенному результату. Если малыш не хочет сидеть и вскакивает, говоря «все, хватит», не стоит его больше принуждать. Однако держите горшок наготове.
Если малышу удалось высидеть на горшке или детском сиденье на унитазе больше минуты, поаплодируйте его стараниям независимо от того, увенчались они результатом или нет. Но не переусердствуйте со своими похвалами в случае успеха малыша. Малыш может занервничать, боясь не оправдать однажды вашей высокой оценки, а ведь он не застрахован от «случайностей» в столь юном возрасте. Не нужно его захваливать, чтобы он не жил в постоянном страхе разочаровать вас.
Не будьте ребенком сами, избегайте ненужных шуточек. Вычищая горшок, не говорите «какая бяка», «как много бяки» или «фу, как пахнет!» Воздержитесь от подобных комментариев. Возможно, малышу они вовсе не кажутся такой уж бякой. Возможно, его даже восхищает эта странная кучка, возникшая в результате его усилий. Если даже вы позволите себе лишь такое невинное замечание, что он «сделал слишком много», малыш может решить, что вы отвергаете его усилия, и перестанете стараться или будет мучительно стесняться своих естественных отправлений.
Спустя первые несколько недель, можно несколько ослабить нажим на малыша, когда тот слегка привыкнет к новшеству с горшком. Вы должны научиться балансировать на очень тонкой грани между напоминанием и принуждением. Теперь малыш уже знает, что нужно делать с горшком, и понукания по двадцать раз в день будут лишь раздражать его. Необходимо, чтобы малыш принял осознанный контроль над этой проблемой.
Случайности неизбежны
Когда малыш еще только учится контролировать свой кишечник или мочевой пузырь, вы должны быть готовы к тому, что «случайности» на этом этапе неизбежны. Любое учение состоит из серии проб и ошибок. Так было и когда малыш учился самостоятельно есть, ходить или бегать. Одни дети привыкают пользоваться горшком довольно быстро, для других этот процесс более сложен, но «случайности» уготованы для них всех.
Умение пользоваться туалетом не приходит внезапно и само по себе. Малыш уже знает о сокращениях своего кишечника и мочевого пузыря, но еще долго не умеет контролировать их. Но даже после того, как малыш продемонстрировал свою способность к контролю, он не в состоянии быть полностью непогрешимым. Нужно еще несколько месяцев, чтобы малыш достиг некоторого совершенства в этом вопросе, но и тогда случайности неизбежны в течение года или даже двух лет после освобождения от пеленок. Так что держите под рукой швабру и тряпку.
Как бы не мешали вам эти случайности, они не должны стать поводом для пристыживания малыша, окриков, нагоняев и подзатыльников. Умение проситься в туалет не имеет отношения к морали, его нельзя связывать с понятием плохого или хорошего поведения. Если малыш сделал лужицу на полу, не надо его конфузить. Он и без того расстроен тем, что не смог угодить вам. Не думайте, что эти случайности он подстраивает для вас намеренно и со злым умыслом. Верьте, что малышу очень хочется выглядеть хорошим, и он старается, как может.
Воспринимайте случайности спокойно, предлагая малышу сочувствие, а не выговор. «О, опять здесь лужица. Ладно, ее не так уж сложно убрать». После уборки спокойно напомните малышу, чтобы в следующий раз он постарался воспользоваться горшком.
Прислушивайтесь внимательно к своему малышу. Если он просится в туалетную комнату, отведите его туда немедленно. И воспринимайте серьезно, когда малыш говорит: «Я не могу ждать!» Он стремится передать вам всю срочность момента. Мало хорошего в том, чтобы вынуждать малыша сдерживаться больше минуты. Это ему просто не под силу.
Не слишком удачно и заставлять малыша усаживаться на горшок перед прогулкой или поездкой в машине. Большинство детей не умеют мочиться по команде, по крайней мере, до четвертого или пятого года. Имеет смысл спросить малыша, не желает ли он посидеть на горшке перед выходом из дома. Если он ответит «нет», настаивать не стоит.
Избегайте резких окриков типа «быстро, марш на горшок!» Многие родители любят отдавать такие команды перед самым выходом из дома. Но ребенок может воспринять эти слова и как приказ к сдерживанию или запрет на «случайность». Результат может получиться обратным. Малыш не сможет расслабиться и освободиться от лишнего груза, создав вам позже трудности в дороге. Ребенок может оказаться настолько запуган, что вообще перестанет понимать, что от него хотят, когда ему нужно сдерживаться, и когда расслабляться. Запомните: малыш не в состоянии расслабиться и нормально помочиться или покакать, когда на него кричат.