Воспитание малышей и дошкольников
Нам три года
Вы уже миновали жуткий возраст в два года. Теперь у вас есть хотя бы небольшой промежуток перед кошмарными четырьмя годами. Три года — великолепный восхитительный возраст. Малыш теперь в состоянии выразить большинство своих мыслей, потребностей и желаний словами. Он также обладает достаточной силой, чтобы справиться самому с массой разных несложных вещей.
К трем годам малыш вырывается из своего кокона и становится социальным существом. Если вы станете позволять ему и поощрять его, он будет без конца расширять границы своего домашнего и личного мирка, с готовностью включая в него чуть ли не каждого встречного. Поэтому, скажите «прощай» тому времени, когда вы имели чуть ли не исключительное влияние на своего отпрыска. Теперь он дошкольник. Следите внимательно за тем, в какие новые миры он вступает за порогом своего дома.
Развитие дошкольника
Три года — великолепный возраст для малыша и его родителей. Энергия, подвижность и воодушевление, несомненно, преобладают в характере малыша. Он хочет нравиться, доставлять вам радость и поэтому готов к любому сотрудничеству, спешит вам на помощь, на него время от времени накатывают приступы великодушия и щедрости. Он непрочь порисоваться как перед взрослыми, так и перед детьми, чтобы заслужить одобрение. Возможно, ваш малыш даже стремится поучаствовать в каких-то несложных делах по хозяйству.
В этом возрасте в нем уже сильно развито стремление делать вещи как надо, правильно; и когда его способности не позволяют достичь желаемого, он впадает в уже знакомое состояние аффекта. Однако теперь многие вещи удаются малышу значительно легче, чем прежде, и поэтому он пребывает преимущественно в солнечном состоянии.
Я могу делать это и то и еще много всего...
У трехгодовалого малыша бесконечный запас энергии, и он способен бегать, прыгать, карабкаться и танцевать весь день. На четвертом году он становится сильнее, проворнее, ловче, и его координация улучшается с каждым днем. Он ходит и бегает (рысью и галопом), чувствует себя при этом все более уверенно. При ходьбе он начинает размахивать руками как взрослый, вместо прежних вытягиваний их вперед и в стороны для поддержания равновесия. Он также перестает выпячивать свой животик при ходьбе.
Ступеньки? Нет проблем. Малыш ходит и даже бегает по ступенькам вверх, ловко перебирая ножками. При спуске с лестницы он чувствует себя менее уверенно, поскольку перед ним открывается перспектива упасть. Скорее всего, теперь он делает шаг вперед (вниз) каждый раз только одной, правой ножкой, а затем осторожно подтягивает к ней левую. Но достигнув нижней (или второй снизу) ступеньки, малыш может сделать смелый прыжок. Не удивляйтесь. Прыжки — это главное развлечение малыша. Он будет прыгать с лестницы, с кушетки, с кровати, с пригорка и со шведской стенки.
Чувство равновесия и координация заметно улучшаются на этом этапе. Трехгодовалый малыш уже очень ловко управляет педалями трехколесного велосипеда или игрушечного автомобиля. И он уже может держать равновесие на одной ноге секунду или несколько, хотя это и требует от него максимальной концентрации сил и воли. Ни на что иное в этот момент он уже не способен. Улучшение координации и равновесия может привести к тому, что малыш сделается на редкость неугомонным и неуправляемым.
Понять границы собственных возможностей
Помимо усовершенствования уже имеющихся у него физических навыков, малыш будет постоянно стремиться к обретению новых. В три года для малыша очень важно соизмерять свои силы и умения. Он не устает изучать себя и пределы своих физических возможностей, задавая самому себе задачки:
Могу я выстоять на одной ноге?
Могу я стоять на голове?
Как далеко я могу дойти?
Насколько быстро я бегаю?
Могу я бегать быстрее, чем сейчас?
Как высоко могу я забраться?
Хватит ли у меня силы сдвинуть это кресло?
Хватит ли у меня сил, чтобы поднять этого ребенка?
Через успехи (или неудачи) в подобных экспериментах малыш постигает пределы собственных физических возможностей. Он учится закрывать лицо при падении, и осторожность становится его второй натурой. Он открывает, что спускаться с холма намного легче, чем карабкаться на него. Но главное, это знание пределов собственных сил, ловкости и умения, а также того, насколько он может расширить эти пределы.
На протяжении этого года малыш усовершенствует и свои тактильные возможности. Хотя он еще и держит кисточку или карандаш всем кулачком, ему уже удаются линии разной толщины на бумаге, и он понимает, что это связано с разницей в силе нажима. Если ему немного потренироваться, он сможет гонять мяч и подавать его в нужном направлении (например, к вам). Ловить мяч — это трудная задача для трехгодовалого малыша, но и она не является недостижимой.
Становясь более ловким физически, малыш обретает и большую независимость. Он все чаще и чаще обслуживает себя сам: одевается, пользуется туалетом, умывается, ест, убирает разбросанные им же игрушки (но это уже в идеале). Однако это вовсе не означает, что отныне вы должны предоставить его самому себе. Теперь ваш дошкольник как никогда нуждается в совместных с вами играх, беседах и, конечно, в чтении.
Старайтесь доверять зреющему в малыше пониманию пределов его собственных физических возможностей. Упражнения помогают ему выработать и правила личной безопасности. Если его не подстрекают усиленно со стороны, малыш сумеет удержаться от вещей, которые могут причинить серьезный вред его здоровью.