Воспитание малышей и дошкольников
Плюсы в поведении
В первые два года своей жизни малыш имеет еще не слишком развитую память и живет от момента к моменту, не извлекая уроков из прошедшего и не умея задуматься о будущем. Связь между поступком и последствиями еще ускользает от его понимания. Поэтому воспитательное воздействие с помощью угроз или подкупа невозможно. Таким образом, до двух лет дисциплинирующие методы сводились к следующему:
устанавливались пределы дозволенного;
произносилось слово «нет!» в критический момент;
использовались разные хитрости, игровые моменты с целью добиться от малыша определенного поведения в нужный вам момент.
Все эти методы отвлечения от дурного и поощрения к хорошему остаются действующими — и весьма эффективными и после второго дня рождения — на третьем году жизни ребенка. Однако теперь малыш начинает улавливать связь между причиной и следствием, поступком и результатом. Теперь малыш запоминает прошедшие события — и некоторые из них очень ярко — и даже умеет извлекать из них опыт (хотя ему нужно больше одного урока для усвоения). А запоминая прошедшее событие, малыш получает возможность угадать его последствия в будущем, пусть даже очень схематично.
Умственное развитие малыша на третьем году, включая его пробуждающуюся способность внимать доводам разума, делает его обучаемым. Теперь он в состоянии понять, что такое хорошее поведение и приличные манеры.
Особенно со второй половины этого года вы можете перемещать акцент в воспитании с отдельных замечаний и одергиваний на выработку главных правил поведения. Ребенок в состоянии и сам вывести простейшие правила из его минувших проб и ошибок, например, он в курсе, что ножи острые, а плита горячая, и что они могут причинить ему боль. Поэтому он постарается держаться подальше от них до поры до времени. Или он знает, что для того, чтобы надеть рубашку, он должен просунуть руки в рукава, а голову — в ворот. Поэтому вам не нужно поднимать ему руки всякий раз, сменяя ему рубашку.
Вежливость
Если малыш способен учиться на своих пробах и ошибках и выстраивать правила поведения на их основе, он уже наверняка понимает, что такие слова, как «пожалуйста» и «спасибо», позволяют ему с большей легкостью получить желаемое. Знает он, вероятно, и то, что когда вы говорите по телефону, вам нужно сказать «мама, извини», чтобы вы охотнее прервали ради него свой разговор. И хотите верьте, хотите нет, но возможно он ожидает, что и к нему станут обращаться с теми же знаками уважения.
Разумеется, вам следует ждать от него повторения еще многих промахов. Возможно, он забудет поднять руки, когда вы будете надевать на него рубашку, или начнет играть с острыми предметами, хотя это ему запрещено. Вероятно, не всегда будет одаривать он вас и такими волшебными словами, как «спасибо» и «пожалуйста».
Поведение малыша при игре
Под вашим руководством (иногда это руководство заметно утомит вас) ваш малыш сможет значительно развить свою способность общаться с другими детьми на протяжении этого года. Хотя поначалу вам сможет показаться, что это не совсем так.
Малыш будет играть рядом с другими детьми, оставаясь сам по себе.
Может показаться, что ваш малыш никак не взаимодействует со всеми этими детьми, копошащимися возле него. Каждый из этих детей кажется погруженным в свой собственный маленький мир, замкнутый на себе и едва замечающим других детей. Однако на протяжении года ваш малыш постепенно приобретет навыки общения и даже сумеет научиться кое-чему у своих маленьких соседей.
Вы уже давно наблюдаете, как малыш копирует взрослых, играя то в доктора, то в пожарника. Точно также может он перенимать поведение сверстников и их игры.
К своему третьему дню рождения малыш начнет вступать в совместные игры со сверстниками, у него даже могут возникать скороспелые и преходящие дружеские связи в коллективе. На этом этапе ему станет доступным чувство сопереживания, которое является ключом к воспитанию вежливости и достойного поведения. Помогите малышу понять, как его поступки могут отражаться на настроении других людей.
Свое и чужое
Словарный запас малыша развивается быстрей умения сопереживать и дружить. В возрасте два с половиной года речь становится для ребенка все более важным средством общения. Малыш чаще встречается со сверстниками и развивает язык в естественных игровых ситуациях, не ограничиваясь вашими уроками.
Общение с другими детьми начинается с определения границ. Защищая свою индивидуальность, малыш должен определиться в окружающей среде, выделить в ней то, что принадлежит непосредственно ему (по крайней мере, в его воображении): его игрушки, постелька, дом, мамочка и папочка.
Защищая свою территорию, ваш малыш кричит: «Мое!» Другой малыш кричит в ответ: «Убирайся!» Вам предстоит быть посредником в этих душераздирающих спорах: «мое» или «твое». Выяснение этой проблемы может заглохнуть на несколько месяцев, но от нее уже никуда не деться. Сейчас вы наблюдаете только первые всходы в сознании малыша, перед которым открывается широкая перспектива отстаивания своих интересов.
На протяжении этого года малыш, вероятно, научится дружить и станет терпимее, однако за самыми закадычными двухлетними друзьями нужен глаз да глаз, чтобы они не поколотили друг друга из-за любимых игрушек.
Необходимость делиться и компромиссы
Малыши не станут щедрыми без напоминаний. Это естественное поведение эгоистичного, погруженного в себя двухлетки. Поэтому если вы хотите, чтобы малыш стал делиться с вами, вам придется научить его этому. Подводите его постепенно к этой необходимости и будьте терпеливы, когда он будет то забывать, то снова нехотя вспоминать ваши уроки.
Если вы с малышом принимаете гостей у себя, скажите ему, что он должен будет поделиться игрушками с другим ребенком. Особо подчеркните, что это нужно только на время игры. Когда гости уйдут, все его игрушки останутся на месте. Малышу станет легче, если вы заранее поможете ему припрятать какие-нибудь бьющиеся или невыразимо дорогие его сердцу игрушки.
Интересно, что улаживая полюбовно споры малышей, вы одновременно помогаете им постичь разницу между обладанием и пользованием. Пока идет совместная игра, неважно, кому принадлежит игрушка, на первом плане находится возможность забавляться с ней. Однако гость не может унести понравившуюся ему игрушку с собой, а ваш малыш не вправе оставить у себя приглянувшуюся игрушку гостя.
Если ваш малыш выхватил у другого игрушку или лакомство, вы обязаны немедленно вмешаться. Быстро твердо, но без гнева (если это возможно) верните вещь тому малышу, который взял ее первым, а своему прикажите: «Не хватать!». Затем напомните ему, что если он захотел взять то, с чем уже играет другой малыш, то должен:
* дождаться своей очереди;
* вежливо спросить у другого малыша разрешения взять приглянувшуюся игрушку;
* попросить вас, чтобы вы уладили этот вопрос;
* предложить другому малышу поменяться с ним игрушкой.
Если другой ребенок не расположен поделиться игрушкой, а ваш — не желает дожидаться своей очереди, вам придется тушить пламя. Хотя двухлетнего малыша не так легко отвлечь или переключить на что-то другое, как годовалого, вы можете попытаться. Займите закапризничавшего малыша другой игрушкой или игрой, а если это необходимо, отведите его в сторону.
Если какая-то игрушка сделалась предметом целого скандала, то у вас остается немного вариантов:
* унести игрушку из комнаты;
* принести другую такую же или похожую игрушку;
* положить конец игре.