Воспитание малышей и дошкольников
Проблемы с туалетом
Если вы еще не начинали или только начинаете приучать малыша пользоваться унитазом или горшком, ничего, все в порядке. Некоторые дети не проявляют интереса к «туалетному тренингу» вплоть до трех лет.
Но даже если ваш ребенок приучается ходить на горшок уже на протяжении года, случайности неизбежны и у трехлетнего малыша. Неудачи на этом поприще могут зависеть от следующих причин:
* малыш находится вдали от дома, и ему неприятно пользоваться чужим туалетом;
* ребенок ожидает вечеринки по поводу его дня рождения или готовится к выходу на публику и нервничает;
* он с головой ушел в какую-то игру, телефильм и так далее и не замечает сигналов собственного организма.
Чтобы уменьшить количество случайностей:
* подскажите малышу, чтобы он присел на горшок перед выходом из дома;
* помогите малышу воспользоваться туалетом в гостях или где-то в публичном месте. Не стоит обращать внимание на то, что вам приходится вести его в туалет, предназначенный для противоположного пола. Для трехлетней крошки это совсем неважно;
* поинтересуйтесь у малыша, не нужно ли ему в туалет, если он не был там уже два или три часа. Не стоит заставлять его идти туда, от вас требуется только одно — напомнить.
Ваш малыш будет находиться в замешательстве и испытывать известное неудобство после «случайностей». Поэтому не ухудшайте его положение, начиная громко стыдить. Напротив, покажите ему свое сочувствие и отнеситесь ко всему спокойно.
Дело практики
Какое-то время в этом году вы будете уделять переключению малыша с горшка на унитаз (если еще не успели сделать это). Вам помогут детское сиденье для унитаза и поставленный рядом стульчик. Если стульчик достаточно легок, малыш сможет передвигать его потом к раковине, вставать на него, чтобы мыть ручки. Приучив малыша к пользованию унитазом, вы освободитесь от необходимости мыть каждый раз горшок.
Не слишком беспокойтесь по поводу того, как часто опорожняет малыш кишечник. Разумеется, если налицо все признаки диареи, проконсультируйтесь с педиатром. Норма дефекаций у дошкольника колеблется от двух или трех раз в день до одного раза в два или даже три дня.
После пользования туалетом малыш должен уметь вытереться (если ему позволяет сделать это длина его рук). Помните, что девочку нужно учить вытираться спереди назад, чтобы избежать кишечной инфекции (то же самое можно посоветовать и мальчику). Даже если малыш охотно вытирается сам, от вас требуется проверить его.
В начале «туалетного тренинга» некоторые мальчики предпочитают писать, сидя на унитазе (чтобы было удобнее попадать по назначению.) Но на четвертом или пятом году, когда для малыша становится важной половая идентификация, он и писать начинает стоя, как папа. Теперь он находит, что так быстрее и легче.
В этом возрасте старайтесь избегать застежек «молния». Если молнию заест, малыш может описаться от нетерпения, пока будет пытаться сдвинуть ее вниз. Что касается застегивания, то тут возможны всякие болезненные защемления.
Он уже вполне самостоятелен (ну... почти)
Чем лучше будете вы учить малыша самостоятельно ухаживать за собой, тем меньше вам придется делать самим. Но, разумеется, вы учите его не из одного лишь эгоистичного желания облегчить свою ношу. Умение малыша чистить зубки, пользоваться туалетом, мыть ручки и одеваться помогает ему обрести уверенность в себе и ощутить себя независимым. Приобретение каждодневных гигиенических навыков является обязательным перед школой. Когда он окажется там, вы уже не сможете ходить за ним по пятам и проверять, чисто ли он вытер попу и помыл ли после этого руки.
Поэтому делайте все возможное для того чтобы поощрить малыша к приобретению гигиенических навыков. Оставьте в ванной комнате стульчик, чтобы ему было легче добираться до унитаза и раковины. Оставьте мыло и туалетную бумагу в удобном для малыша месте. (Малышам особенно нравятся бутылочки с жидким антибактериальным мылом.) Чтобы упростить для малыша процесс одевания, убедитесь, что его ящички для одежды не тяжелы и не заедают при выдвигании. И прибивайте крюки для детской одежды достаточно низко, чтобы малыш мог дотянуться до них.
Чтобы развить в малыше чувство независимости, предоставляйте ему право выбора. Ограничивайте незаметно этот выбор только допустимыми, приемлемыми для вас вариантами. Например, вы можете предложить малышу на выбор — почистить зубы вечером до или после чтения сказки. Или пусть он выбирает между вечерним и утренним купанием. Предоставьте ему решать, чем он будет причесываться — щеткой или гребнем.
На протяжении этого года старайтесь возлагать на малыша все больше ответственности за его каждодневный уход за собой. Но сначала обучите его, как правильно делать то или иное. (Будьте терпеливы. Вам придется помногу раз показывать одно и то же.) Покажите ему, как надо причесываться, чистить зубы и вытирать попку.
С наступлением темноты, оставляйте свет в коридоре, туалетной комнате и детской. Большинство малышей теряется в темноте, боится ее и писает в кроватку, чтобы не идти по неосвещенному пространству. (Если комнаты смежные, возможно, вам придется оставлять свет в каждой из этих комнат.)