Воспитание малышей и дошкольников
Программы для дошкольников
Прежде чем купить компьютерную программу для ребенка изучите ее характеристики, которые большинство производителей печатает снаружи на упаковке. Некоторые указывают даже разные поколения и модели компьютеров, с которыми совместимо данное программное обеспечение. Обратите внимание на то, обладают ли они необходимыми вам звуковыми и графическими возможностями. Убедитесь также в том, что требуемый объем оперативной памяти и жесткого диска не превышают возможностей вашего компьютера. И прежде чем купить программное обеспечение, постарайтесь просмотреть его, чтобы знать, что оно подходит вашему ребенку.
Какой должна быть хорошая программа
Лучшие компьютерные программы для дошкольника, не умеющего читать, это те, у которых разнообразные и яркие графические возможности, чистый звук и простые команды. Ребенок, едва приступивший к изучению алфавита, не сможет считывать команды с экрана, а значит, не сможет и пользоваться программой самостоятельно. Команды должны быть звуковыми или графическими и вполне понятными для ребенка. Они должны вовлекать его в работу с программой, делать ее более занимательной.
Хорошая программа должна быть «доброжелательной» и управляться с помощью «мыши» или пары клавиш. Вход в программу и перемещение с одного уровня на другой должны быть простейшими. Большинство хороших детских программ содержат меню, состоящее из картинок, обозначающих определенные задания. Щелчок «мышью» по одной из картинок открывает вход в программу в нужном месте. По завершении задания достаточно пары щелчков «мышью», чтобы оказаться в меню и выбрать новую картинку.
Кроме того, хорошие программы корректно указывают на ошибки. Избегайте таких программ, где при ошибке на экране появляются опечаленные или кривляющиеся от смеха лица. Такие образы могут обескуражить ребенка, лишить его уверенности в себе. Хорошие программы отвечают на ошибку ребенка подсказкой и ободрением: «Попытайся опять!» После нескольких неудач на экране появляется верный ответ вместе с объяснением того, каким путем можно было к нему прийти самостоятельно.
Программное обеспечение для детей должно быть развлекательным. Ребенку проще учиться в процессе игры. И ваш малыш не захочет пользоваться программой, которая не сможет доставить ему удовольствия.
Каким бы превосходным не было программное обеспечение, помните, что компьютер это только один из путей — и вовсе не единственный — для вашего ребенка к овладению цифрами, алфавитом, нотной грамотой и так далее. Постарайтесь выделить время и позаниматься с ребенком не только за компьютером.
Играя с ребенком в настольные игры, вы можете попросить его сосчитать количество кружочков или клеточек, по которым он передвигает свою фишку. Или попросите его сосчитать количество горошин или макаронин на его тарелке за обедом и вычесть из них те, что он съел. Читая малышу, вы можете начать учить его буквам и тому, как они соотносятся со звуками. Позже, за компьютером, ребенок может отшлифовать приобретенные навыки счета и чтения. Компьютер должен дополнять живые уроки, а не подменять их.
Завершая разговор о компьютере
Использование компьютера требует некоторой доли сообразительности. Но даже без компьютера игры ребенка становятся все более мудреными. Если раньше он строил домики из простых кубиков, то теперь ему по силам более изощренные игры. Головоломки он теперь тоже предпочитает все более сложные, со все большим количеством деталей. Одновременно эти игры помогают ему усовершенствовать двигательную функцию кистей рук.
Пробуждение художника
Художественные работы четырехлетнего ребенка тоже становятся все более изощренными. На протяжении этого года в его рисунках будут постоянно возникать новые детали. Теперь он будет не просто проводить беспорядочные линии и смотреть, что из них получилось, а начнет создавать идеи в своей голове и только потом браться за карандаш или кисть, чтобы излить их на бумаге. Если он не обращается к вам за подсказкой, представьте ему самому придумывать сюжеты для рисунков.
В четыре года ребенок намного увереннее чувствует себя и с ножницами. Поэтому обеспечьте его достаточным количеством бумаги и старых журналов и покажите, как вырезать из них разные фрагменты и выклеивать из них аппликации.
Музыку, маэстро!
Годы перед школой — превосходное время для того, чтобы начать учить ребенка музыке. Неважно, есть у него музыкальный слух или нет, ребенка можно научить узнавать мелодию.
В два или три года ваш ребенок, вероятно уже наслаждался разными мелодиями и присоединялся к припеву. Но в четыре года у него возникает потребность знать слова (хотя бы приблизительно) своих любимых песен. К пяти годам он будет помнить слова и мелодии десятка простеньких шлягеров. И будет подхватывать их все чаще и чаще.
Вашему ребенку может также доставить удовольствие наигрывать несложные мелодии на фортепьяно, он будет наслаждаться, отбивая ритм на барабане, бубне или с помощью кастаньет. Помните, чем больше музыки услышит ваш малыш, тем больше он узнает о ней, и тем больше она будет значить для него.
Страна фантазия
Всевозможные подражательные игры будут оставаться любимым видом активности вашего ребенка. Мальчики участвуют в них с не меньшей охотой, чем девочки. Ваш ребенок, независимо от его пола, будет наслаждаться переодеваниями, возней с детской кухонной посудой (и теми старыми кастрюльками, которые вы захотите ему выделить для игры), а также придумыванием разных игровых сценариев для своих кукол. Ваш маленький волшебник будет превращать простые предметы обстановки, картонные коробки и тому подобный инвентарь в рестораны, аэропланы, пароходы, почты, салоны красоты, строительные площадки, водонапорные станции или клетки в зоопарке.
Не мешайте ребенку в этом, считая, что такие игры хороши только для малышей. Понятно, что перед школой вы хотите познакомить его с цифрами, алфавитом, цветами и формами предметов, а также с компьютером. Но подражательные игры не менее важны, поскольку они способствуют:
Интеллектуальному росту. Ребенок развивает воображение и изобретательность, гибкость мышления, память и познавательные способности, учится творческому подходу.
Эмоциональному росту. Играя в разные взрослые профессии, ребенок выражает свое стремление быть способным и умелым. Это неплохой способ для идентификации себя с предстоящей взрослой жизнью. Воображая себя сильным и ловким, он и в реальности постепенно подтягивается к этому идеалу. Воображение — хороший тренинг для самых разных эмоций. Ребенок учится преодолевать стресс, приспосабливаться к переменам и бороться со страхами.
Социальной адаптации. Распределяя роли и обязанности с другими детьми, ребенок учится социальной модели поведения. Ребенок может развить организаторские способности, научиться понимать мотивы, которые руководят поведением других.
Читать, все время читать!
Ваш ребенок все сильнее увлекается чтением в этом году. Он любит слушать будоражащие истории о динозаврах и монстрах и бредит приключениями. Вероятно, ему понравятся и детские стихи, особенно юмористические. Но ему придутся по вкусу и страшные истории.
Теперь он предпочихает книжки, где больше текста, а не рисунков. Однако он будет вспоминать о таких книгах, когда ему захочется увидеть кого-либо из персонажей новых историй. «Где Уолдо?» — может вдруг спросить он и начнет переворачивать страницы в поисках иллюстрации.
Любимые авторы
Ваш четырехлетний малыш будет по-прежнему любить книги тех авторов, которых он читал последние два года. Но теперь к ним следует добавить и другие имена.
Если вы хотите проверить, как ваш ребенок отнесется к более длинным произведениям — романам, насыщенным всевозможными эпизодами, — попробуйте обратиться к следующим авторам:
Астрид Линдгрен («Пеппи Длинный чулок»)
Сельма Лагерлеф («Приключения Нильса с дикими гусями»)
П. Л. Треверс («Мери Поппинс»)
А. Милн («Винни-Пух и все-все-все...»)
Расскажи мне интересную историю!
Пересказ какой-то истории без книжки особенно привлекателен для четырехлетнего ребенка. Попробуйте начать с обычных рассказов о детях. Возможно, ваш малыш будет восхищен, если вы оживите какую-нибудь любопытную историю о нем же самом. Ему могут понравиться истории о вашем детстве. (Вовсе необязательно говорить правду и только правду. Попробуйте прибегнуть к некоторой поэтической вольности, которая поможет вам сделать историю более занимательной).
Послушав в течение нескольких месяцев, как вы сочиняете истории, четырехгодовалый малыш, скорее всего, захочет начать помогать вам в этом деле. Есть три различных способа для совместного творчества с ребенком:
— Попросите малыша рассказать вам какую-нибудь историю. Это будет для него нелегко, но ему несомненно понравится возможность завладеть вашим вниманием безраздельно. Если вы чувствуете, что его необходимо как-то подтолкнуть к тому, чтобы история полилась из него, задавайте разные наводящие вопросы: «Когда это случилось» «Это огорчило ее?» «Что он увидел там?» (Не удивляйтесь, если истории малыша будут отличаться буйством красок и действий, которых ему не хватало в ваших историях. Вашему ребенку нравится экспериментировать со словами, проверяя силу их эмоционального воздействия).
Попросите малыша подкинуть вам несколько новых персонажей, справьтесь у него, куда хочет он перенести действие рассказа, в какое место и время, а также о том, какие новые сюжетные ходы видятся ему в этом рассказе. Затем постарайтесь сымпровизировать рассказ, исходя из пожеланий малыша. Такое совместное творчество подстегнет воображение не только вашего ребенка, но и ваше, и вы оба проведете время с интересом и пользой.
Начав рассказывать, делайте паузу в конце каждого предложения или через предложение, как бы поощряя ребенка подключиться к рассказу. Таким образом, он сможет направлять развитие сюжета. Он научится лучше слушать и понимать речь, а также логическую последовательность событий. А усвоив логику, он сможет понять и что такое бессмыслица или нелепость.
Типичные истории такого рода можно начинать примерно так:
В одно прекрасное время в одной чудесной стране, много-много лет назад, жила-была...
Лиса!
И дом этой лисы был...
В курятнике!
В курятнике? Хм-м. Ну да, конечно. И не было ни одной курицы, которая захотела бы жить в курятнике рядом с лисой. Всем этим курам...
Пришлось улететь во Флориду!
Где они выкопали себе ямки и отложили туда яйца. А лисе пришлось...
Выбраться из курятника и пойти искать кур!
Искала она их, искала, но, конечно, не увидела ни одной...
Кто знает? Возможно, в результате вашего совместного творчества появится история, которую ваш малыш полюбит больше всех остальных историй, написанных для детей.
Главное, что нужно запомнить
Компьютер не может заменить живых форм обучения и игр. Он служит лишь дополнением к ним, являясь превосходным инструментом обучения.
Выбирайте программное обеспечение с хорошим звуком и цветом и богатыми графическими возможностями.
Игры, построенные на подражании поведению взрослых и разным профессиям, нельзя считать слишком детскими для четырехлетнего ребенка. Они способствуют его интеллектуальному и эмоциональному росту, а также социальной адаптации.
Продолжайте знакомить своего малыша с окружающим миром: читайте ему и рассказывайте интересные истории, которые вы можете сочинять вместе.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
Вы уже почти преодолели первые пять лет пеленок, «туалетного тренинга», кормления, лечения, обучения и так далее. Вы научили ребенка быть осторожным. Вы усмиряли и прогоняли худшие из его страхов. Вы боролись с проблемами его сна, плохим поведением и вспышками гнева. Вы воспитали в нем любовь к обучению, развили его речь и привили ему навыки общения. Вы делали все, чтобы вырастить самостоятельного, дружелюбного, любознательного и ответственного ребенка.
Примите наши поздравления. Ваша работа почти выполнена. Скоро придет время развернуть его лицом от дома. Не совсем так, конечно. Но вам может показаться, что вы стоите перед дальней разлукой, когда он сделает свои первые шаги в направлении школы.
Школьное обучение — поворотный момент для вашего малыша и для вас. Даже если он посещает теперь детский сад ежедневно, все равно он воспримет класс как нечто совсем новое и особенное. Это будет место, где множество незнакомых детей и немного взрослых и где от него потребуется еще больше самостоятельности и умения притереться к коллективу. Однако ваш ребенок может найти новую обстановку восхитительной, а не пугающей. Или только слегка пугающей.
Вы, конечно, по-прежнему нужны своему малышу. Вы будете заботиться о нем во время его болезни, будете дарить ему свое любящее сердце и думать о его еде, питье и сне. В ваших теплых объятиях он будет успокаивать свои страхи, и вам он доверит все радости и несчастья своего шумного дня.
Готов ли ваш ребенок к школе?
Двигательная функция
Умеет ли ваш ребенок перепрыгивать через препятствия? Спрыгивать? Прыгать в длину?
Умеет ли ребенок справляться с защелкивающейся застежкой? Пуговицами? Молниями?
Умеет ли ребенок зашнуровывать ботинки?
Умеет ли ребенок пользоваться туалетом самостоятельно?
Умеет ли ваш ребенок мыть руки и моет ли он их?
Социальная адаптация
Делает ли ваш ребенок несложную работу по дому?
Умеет ли ваш ребенок участвовать в групповой активности?
Научился ли ребенок (хотя бы иногда) делиться с другими?
Есть ли у вашего ребенка один или два близких друга?
Легко ли ваш ребенок заводит дружбу?
Может ли ваш ребенок ясно объяснить, что ему нужно, не только вам, но и другим взрослым?
Умеет ли ваш ребенок контролировать свое поведение большую часть времени?
Умеет ли ваш ребенок нормально общаться в группе и без вашего постоянного надзора?
Познавательные способности
Знает ли ваш ребенок названия, по крайней мере, восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, коричневый, черный и белый) и пяти геометрических форм (круг, овал, треугольник, прямоугольник и квадрат)?
Узнает ли ваш ребенок разные звуки? Узнает ли он одинаковые звуки?
Знает ли он наизусть несколько простых песенок? Подхватывает ли он мотив, когда вы учите его новой песенке?
Может ли он, прослушав какую-нибудь историю, пересказать ее затем своими словами?
Быстро ли он понимает новые правила игры и переключается на них?
Помните, что тестирование должно проводиться по каждому из разделов. Если у вашего ребенка хорошие познавательные способности, у вас есть искушение побыстрее отдать его в школу, чтобы он продвигался дальше, а не застревал в самом начале академических знаний, раздражаясь и пресыщаясь. Однако если ребенок не окреп физически или не умеет взаимодействовать с другими детьми, идея со школой будет не слишком удачна.
Компетентность и уверенность
Знания и навыки, приобретенные малышом заблаговременно, помогут ему поддерживать чувство уверенности в себе на определенном уровне. Вот почему был так важен тест, представленный выше. Встретившись с учителем, узнайте у него конкретное расписание для начинающих. Вам необходимо знать, из чего будет состоять день вашего ребенка, справится ли он с теми заданиями, которые будут ему предложены. Если вы видите, что его ожидает нечто совершенно неизвестное ему, постарайтесь использовать время, оставшееся до школы или часы после уроков, если учебный год уже начался, чтобы наверстать упущенное. (После уроков вы можете также прорабатывать с малышом навыки, которых ему недостает, исходя из теста, предложенного выше).
Помогите малышу справиться с теми тревогами и страхами, которые могут посещать его перед школой и в школе. За несколько месяцев до поступления в школу начните обсуждать с ним всевозможные ситуации, в которых он может оказаться. Поощряйте его к тому, чтобы он задавал вам вопросы относительно условий его пребывания в школе. Если вы не знаете на них ответа, проконсультируйтесь с преподавателями, администрацией. Ребенок спрашивает вас о том, что его действительно беспокоит, и если вы сможете удовлетворить его любопытство, он будет чувствовать себя намного комфортнее в тот первый день, когда пойдет в школу.
Что необходимо знать вашему ребенку перед школой
Большинство детей получает заблаговременно те знания, которые ваше поколение получало только в школе. Поэтому, хотя ваш ребенок и будет изучать все это в школе, вы должны попрактиковаться с ним заранее в некоторых вещах. Например, ему необходимо знать:
* алфавит наизусть или песенки о буквах и звуках;
* цвета радуги;
* что такое противоположность или противопоставление;
* счет до десяти;
* как считать предметы по порядку (порядковые номера);
* простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);
* как пользоваться ножницами;
* свое полное имя, адрес и телефонный номер;
* как пишется его имя печатными буквами.
Разумеется, вы не должны давить на малыша с тем, чтобы он мастерски овладел всеми этими вещами перед школой. У него будет достаточно времени попрактиковаться в них в течение учебного года. Но ему будет несколько легче и комфортнее, если он познакомится с ними заранее. Превращайте для него эти занятия в игру и внимательно следите за признаками усталости, чтобы избежать эмоционального срыва.
Некоторые дети приходят после первого школьного дня разочарованными из-за того, что так и не выучились читать. Поэтому, постарайтесь правильно сориентировать своего ребенка заранее. Объясните ему, что учиться читать он будет весь год, что для этого нужно время и прилежание.
Навыки общения
В школе малыша ожидает новая ситуация: большое количество детей и несколько взрослых. В школе на класс из 20—25 учащихся полагается один учитель.
Будет полезно, если вы заранее познакомите своего ребенка с ситуациями, в которых он может оказаться, когда вокруг большое количество детей, и научите его обращаться к взрослым и говорить с ними так, чтобы они его слышали.
Говорить так, чтобы тебя понимали
Ваш ребенок должен чувствовать себя свободно, разговаривая не только с вами, но и с другими взрослыми, например с учителями. Вы должны помочь ему в этом. Учите его общаться с другими взрослыми, пока он еще не пошел в школу. Когда к вам приходят гости, просите ребенка встретить их и поприветствовать. Подскажите ему (но без давления), что он может показать гостям свою комнату, любимые игрушки или щенка.
Кроме того, поощряйте его разговаривать с теми взрослыми, которых вы вместе с ним встречаете в течение дня: с библиотекарем, педиатром, продавцами, кассирами в банке. (Советы, касающиеся разговоров с посторонними, смотрите также в главе 22). И делать это нужно не только затем, чтобы преодолеть застенчивость. Техника ведения разговора включает ряд нюансов, узнать которые будет полезно малышу:
Обращаясь к кому-то, надо смотреть ему в глаза, а не на носки его туфель или в сторону. Это верный способ удержать внимание собеседника.
Говорить надо не себе под нос, а достаточно громко.
Если взрослый не понял, надо повторить свое обращение к нему несколько громче и отчетливее.
Надо не бояться смотреть в глаза тому, кто говорит с тобой, чтобы он видел, что его слушают.
Если ты что-то не понял из слов взрослого, его надо вежливо попросить повторить.
Если вы дадите малышу достаточно случаев попрактиковаться, придя в школу, он уже будет уметь как говорить со взрослыми, так и слушать их.
В гуще детей
Количество детей в классе, а тем более во всей школе, может напугать малыша. В классе его могут окружать 25 незнакомых детей, и даже больше. Что касается завтраков, перемен и собраний в актовом зале, то здесь уже будут присутствовать дети из многих классов.
Ваш ребенок будет более свободно ощущать себя в классе и школе, если вы заранее найдете способ окунуть его в ситуацию со множеством детей.
Помогите малышу завести дружбу на детской спортивной или игровой площадке. Регулярно приглашайте к себе в дом других детей и сами ходите в гости со своим малышом. Если он придет к школу уже зная, что такое дружба и умея вести себя с друзьями (делиться игрушками, распределять роли в игре, чередовать роли и так далее), он уже с самого начала сможет наслаждаться своей новой жизнью и новыми друзьями.
Главное, что нужно запомнить
Если ваш ребенок не посещает детский сад, обеспечьте ему возможность регулярно бывать среди других детей, знакомиться с ними и дружить.
Делайте все возможное для того, чтобы научить малыша самостоятельно обслуживать себя.
Учите малыша разговаривать с другими взрослыми, кроме вас и домашних; старайтесь, чтобы он чаще бывал в таких местах, где собирается много детей.