Воспитание малышей и дошкольников
Раннее воспитание детей
Ранее воспитание детей очень важно для быстрого и полноценного развития ребенка. Дело в том, что к восьми годам мозг ребенка набирает в среднем 80% своего интеллекта. При этом 50% мы берем в возрасте до четырех лет. Именно в этом возрасте мозг ребенка наиболее восприимчив к внешним раздражителям, в том числе и к обучению. Со временем КПД этого восприятия очень резко падает.
По данным медицинских исследований, мозг новорожденного по объему составляет 1/4-1/3 от массы мозга взрослого человека (370-390 грамм). В возрасте года его масса удваивается, а к трем годам практически утраивается. При этом, в три года мозг ребенка немного не дотягивает по объему до мозга взрослого человека. После этого темпы роста достаточно сильно замедляются, и к 20 годам мозг человека вообще перестает расти.
Ранее воспитание детей предусматривает максимальное использование очень высоких темпов развития детского мозга в первые годы жизни. Согласно Сеченову и Павлову все наши рефлексы подразделяются на условные и безусловные. Безусловные – самые сильные рефлексы, данные нам при рождении. Они преобладают в первые дни жизни ребенка. К ним можно отнести сосательный, глотательный, хватательный и т.д. рефлексы. Но в месте с ними ребенок начинает приобретать и условные рефлексы. На первом этапе жизни малыша приобретенные рефлексы – это и есть те знания, которые получены ребенком при общении с внешним миром.
Согласно учению физиолога А.Ухтомского деятельность коры головного мозга основана на доминантном признаке. Под доминантой он подразумевал сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, который заглушает остальные очаги возбуждения.
Это учение очень хорошо можно проследить на примере маленького ребенка. Пищевой рефлекс является одним из основных рефлексов младенца. При этом он доминирует над другими раздражителями (поглаживание, громкий звук). В результате мы получаем пищевую доминанту.
При определенных обстоятельствах мы можем наблюдать слуховую доминанту. Слыша громкий резкий звук, ребенок замирает и начинает к нему прислушиваться. Раннее воспитание детей с успехом использует слуховую доминанту практически с самого рождения. Маленький ребенок отлично воспринимает передаваемую звуковую информацию.
Вестибулярная доминанта связана с органами равновесия во внутреннем ухе. Самым ярким ее примером служит быстрое изменение положения тела во время плача ребенка. Если плачущего ребенка быстро положить на руках или поставить столбиком, то он перестает плакать. Однако такой метод не является панацеей, т.к. необходимо постараться выяснить причину плача ребенка и постараться ее устранить. Это необходимо сделать достаточно быстро, иначе малыш привыкнет к качанию и очень скоро возобновит свой плачь. Укачивание, дача соски-пустышки, колыбельная – все это поможет вам закачать ребенка. Дело в этом случае может быть в задержке созревания вестибулярного аппарата, и вышеперечисленные способы помогают его тренировать.
Процесс сосания связан с вестибулярной доминантой. Он прекрасно успокаивает малыша, положительно действуя на центральную нервную систему ребенка. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то процесс кормления грудью является еще и оптимальным вариантом общения малыша с мамой в психологическом плане. «Искусственники» (дети, вскормленные с бутылочки) лишены такой возможности. Они при кормлении просто утоляют голод.
Раннее воспитание ребенка помогает пройти путь от беспомощного комочка с набором врожденных рефлексов до совершенной личности с большим объемом знаний. При этом наибольшие трансформации возможны на 2-3 году жизни. Показательным примером в этом плане являются истории детей-маугли. Речь идет о детях, которых выкормили животные. Когда люди удаляют их из привычной среды, данные дети обычно или погибают, или очень долго и сложно адаптируются к новой среде. При этом они ведут себя так, как их учили их «родители»: гавкают, лают, передвигаются на четвереньках и т.д. Эти приобретенные на ранних этапах жизни рефлексы очень трудно искореняются даже при участии ведущих психотерапевтов и педагогов. При достижении 17-летнего возраста умственное развитие таких детей все равно остается на уровне 4-5-летнего ребенка.