Воспитание малышей и дошкольников
Ребенку четыре года
Четыре года — трудный возраст. Ваш ребенок теперь смел и предприимчив, но еще достаточно мал для того, чтобы пересечь улицу самостоятельно. Как общественное существо он стремится к сотрудничеству и хочет быть полезным, но в нем еще слишком сильна тяга к упрямству и капризам. Он еще нуждается в дневном сне, но не желает тратить на него время и вертится без остановки весь день. Он уже почти созрел для школы, но хочет, чтобы папочка с мамочкой оставались поблизости.
Четыре года — трудный возраст и для родителей. Вы понимаете, что скоро вам предстоит выпустить его в большой мир, но еще не уверены, что он готов для него. Вы хотите помочь ему стать более самостоятельным, но боитесь, что он уже не потерпит вашего руководства над ним. Вы надеетесь превратить этот год в нечто особенное, но ваш несносный настырный ребенок постоянно действует вам на нервы.
Но вы должны пройти и пройдете через этот трудный год. Для этого вам нужно научиться не вмешиваться в его дела, а лишь незаметно подводить его к самостоятельному верному решению.
ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ВОЗРАСТ ДВА ГОДА БЫЛ САМЫМ ТЯЖЕЛЫМ? ЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ МАЛЫШ РАЗУБЕДИТ ВАС В ЭТОМ
Каждый слышал о сложном возрасте два года. И пройдя вместе с малышом через этот возраст, вы теперь знаете, почему он заслужил такую репутацию. Два года были отмечены постоянными гневными вспышками, обидным для малыша открытием слова «нет» и пыткой унижением из-за недостатка слов для выражения бушующих внутри эмоций, а также из-за недостаточной силы мускулов, не позволяющих развить желаемую активность. И все же, поскольку вы оказались готовы к трудностям этого возраста, он был для вас не таким ужасным, как вы ожидали.
Не так обстоят дела с четырехлетними. Многие родители находят этот возраст столь же трудным, как и два года, если не более того. Возраст в четыре года не имеет предупреждающего знака, хотя и должен бы его иметь.
Конечно, не все четырехгодовалые так уж трудны. С каждым годом дети становятся все более индивидуальны, и развитие личности одного ребенка может существенно отличаться от другого. И все же многие родители находят возраст в четыре года весьма проблемным, и вот почему.
В четыре года ваш ребенок, вероятно, будет подвержен вспышкам упрямства и буйства, тогда как в три года он почти всегда стремился к сотрудничеству и хотел быть полезным. На протяжении четвертого года он часто может быть необщительным, вызывающим и даже отталкивающим. Но если вы начинаете проявлять недовольство, он будет прибегать к хитрости: скрывать свои дурные поступки, отказываться признать их дурными или даже откровенно лгать.
В четыре года ваш ребенок отчаянно хочет быть большим. Он стремится уметь то, что делают старшие дети или даже взрослые. В этом его стремлении кроется главная причина всех трудностей четырехлетнего возраста. Ваш ребенок, твердо убежденный в своей правоте, будет сопротивляться родительской помощи, подсказкам и правилам. Он может не подчиняться и спорить с родителями, со своими братьями и сестрами, с друзьями. Он может проявлять все большую нетерпимость к другим, все больший эгоизм; и вспышек агрессивности в этом году у него может быть больше, чем за все предыдущие четыре года вместе взятые.
Хорошие новости
Хотя все эти аспекты личности ребенка и добавят вам трудностей, плюсы все же перевесят минусы. Ваш четырехгодовалый ребенок смел, предприимчив, искрится жизнью. Он жаждет приключений и чрезвычайно легок на подъем. Каждую минуту он готов куда-то бежать и придумывать что-то новое. Он может быть очень вежлив с другими детьми, в особенности, если это его новые друзья, которые еще не успели ему наскучить. Вам придется много смеяться, потому что ваш ребенок необычайно игрив и не устает дурачиться. Он легко возбудим и не хочет сидеть на одном месте подолгу. Четыре года — очень шумный возраст, но и очень забавный.
На протяжении этого года ваш ребенок будет становиться все более независимым и самоуверенным. Он научится отделять себя от других детей и ощутит свою индивидуальность.
Он начнет прилагать огромные усилия, чтобы произвести впечатление на других детей. Он будет демонстрировать перед ними свои таланты и храбрость. Вероятно, вам придется услышать немало хвастовства, наблюдая за игрой своего малыша с другими детьми. Вам даже доведется услышать, как он хвастает вами или вашим положением. (Но не ждите, что его гордость за своих родителей обернется особенным уважением к ним.)
Активная жизнь
Ваш четырехлетний малыш активен и энергичен. Он наслаждается физическими играми, требующими быстроты реакции и движения. Он быстро бегает, прыгает, отчаянно карабкается на головокружительную высоту. Ваш ребенок уже неплохо развил свою координацию. Он может держать равновесие, проходя по приподнятой над землей дощечке или по бордюру. Он может преодолеть лестничный пролет, быстро перебирая ногами (раньше он подтягивал одну ногу к другой, вставал на обе стопы и лишь потом делал следующий шаг вверх или вниз). Он может прыгать через веревочку. Он может нести чашку с водой или соком и не пролить ее (по крайней мере, а большинстве случаев). Он даже способен рискнуть и пересесть с трехколесного велосипеда на двухколесный (с учебными колесами, разумеется).
Помогите ему с умом воспользоваться усовершенствованной координацией. Если он еще не умеет плавать, то теперь самое время начать его учить. Если он не умеет прыгать через веревочку, тоже начните учить его этому. Вы можете познакомить его и с роликовыми коньками.
Танцевальные классы также доставляют немало удовольствия четырехлетним детям, как мальчикам, так и девочкам. Танцы позволяют малышам усовершенствовать координацию движений, быстроту реакции и чувство ритма. Кроме того, они дают великолепную возможность общения. Есть и другие занятия, преследующие те же цели:
- гимнастика;
- боевые искусства;
- футбол.
Если координация вашего малыша развита несколько слабее, чем у других детей, помогите ему. Покажите ему, как подниматься по лестнице или как правильно ставить ноги, когда съезжаешь с горки, как подавать футбольный или волейбольный мяч. Подумайте также о том, чтобы записать его в одну из указанных спортивных секций. Физическая активность укрепит самые разные группы мышц ребенка и разовьет координацию движений.
Помимо развития координации силы, быстроты и ловкости, вы заметите в своем малыше значительное улучшение двигательной функции кистей рук. Задачи, ставившие его в тупик год назад, теперь удаются ему легко, особенно если есть возможность попрактиковаться. В четыре года ребенок способен застегивать и расстегивать пуговицы на рубашке и справляется с молнией (хотя вначале ему и может потребоваться ваша помощь). Он может поливать хлопья соком, молоком или сиропом, если все эти жидкости содержатся в мелкой расфасовке. Он превосходно орудует ножницами и может низать на нитку самые мелкие бусинки.
Когда энергия бьет через край
Почти все четырехлетние любят носиться как сумасшедшие. Они вспрыгивают на кровати и кушетки, кувыркаются и катаются по полу, как гутаперчивые куклы, и буквально взлетают на стены. Их запас энергии и веселья кажется неистощимым, и они создают много, очень много шума.
Если ваш ребенок не может провести больше минуты без прыганья и беготни, не стоит делать вывод о его гиперактивности. В большинстве случаев такое поведение малыша совершенно нормально для его возраста.
Однако если вы озабочены гиперактивностью своего малыша на фоне его неспособности или нежелания успокоиться и сосредоточиться, проконсультируйтесь с педиатром. Но если ребенок способен выполнить какую-то определенную задачу, пусть это будут даже его любимые физические упражнения, с диагнозом о гиперактивности не стоит торопиться. Поэтому прежде чем спешить к доктору, понаблюдайте внимательно за своим малышом. Проверьте, как он ведет себя в подвижных играх (желательно, за стенами дома), как он бегает, прыгает, карабкается, преследует, ездит на трехколесном велосипеде или в автомобильчике с педальным управлением, успевает ли он за всеми в хороводных играх, а также и то, как ему удаются разные шутки и шалости.
Организуйте для него такие игры, в которых он может вволю покричать и пошуметь. Ваш ребенок может казаться гиперактивным или повышенно возбудимым только оттого, что он не находит выхода своей энергии. Регулярная возможность расслабиться и подурачиться не только облегчит положение ребенка, но в итоге, вероятно, и вам выпадут кое-какие спокойные часы. Кто знает? Возможно, выплеснув всю свою «дурь», ваш ребенок захочет обратиться к мирным занятиям.
Время для отдыха
К четырем годам ребенок может начать отказываться от дневного сна. Помните, что этот сон необходим детям в очень разных пропорциях. Возможно, ваш четырехгодовалый малыш из числа тех «кошмарных» созданий, которым достаточно одного ночного сна, а в дневном они вовсе не нуждаются. Если вы будете настаивать на том, чтобы он укладывался днем, то можете пустить насмарку всю предыдущую работу по превращению кроватки и детской в самое мирное и желанное место в доме, что может отразиться и на ночном сне. Если вы вовсе вычеркнете дневной сон из расписания дошкольника, это может обернуться его усталостью, срывами и массой неприятных случайностей в течение всего дня.
Когда малыш явно испытывает трудности с дневным сном, предложите ему компромисс. Если ваш ребенок и не нуждается в дневном сне, отдых посреди дня ему необходим. Непрекращающийся выброс энергии может негативно сказаться как на самочувствии малыша, так и на вашем родительском самочувствии.
Поэтому продолжайте выдерживать режим с дневным отдыхом. Как и прежде, читайте малышу книжки, чтобы расположить его к спокойному состоянию. Затем засеките отрезок времени в пятнадцать или двенадцать минут и скажите малышу, что если и тогда он не заснет, то может выбрать для себя какое-нибудь тихое приятное занятие. Позаботьтесь о том, чтобы в детской оказалось книг с избытком, была возможность послушать музыку, порешать головоломки и так далее. Проследите за тем, чтобы малыш провел по крайней мере минут сорок пять в спокойном режиме.
Сто тысяч «почему»
Говорить, говорить, говорить. Вашему четырехлетнему малышу нужно так много сказать вам (или любому другому, кто пожелает его выслушать), что он готов верещать без конца. Он готов рассказывать и пересказывать вам снова и снова все, что случилось с ним за день, или описывать какие-то яркие события из недавнего прошлого или даже выдумывать для вас какие-то истории. Хвастовство — общее явление у четырехлетних. Если не хвастовство, то желание обратить на себя внимание присутствует непременно: «Посмотри, что я сделал».
И задавать вопросы. Ваш ребенок засыплет вас вопросами, и не только по причине своего любопытства, но и из-за того, что он получает наслаждение от своей нескончаемой болтовни. Говоря буквально, четырехлетние влюблены в звучание собственного голоса. Если ребенок не удовлетворяется вашим ответом и каждый раз задает новый вопрос, не желая расставаться с этой темой, будьте уверены — информация для него не главное:
Почему у слонов такие большие уши? Потому что им удобно обмахиваться ими как веером, когда жарко.
Но у нас не жарко. Почему же у них такие большие уши? Потому что жарко в Африке и Индии, а слоны происходят оттуда.
Почему жарко в Африке и Индии? Потому что они расположены близко к экватору.
Что такое экватор? Это линия, которая опоясывает землю в центре.
Почему там жарко? Потому что солнце расположено ближе к экватору, чем к любой другой точке земли.
Почему?
На этом вопросе вы уже готовы рвать на себе волосы. Однако не стоит огорчаться. Взгляните только, как много информации вы передали ему в такой короткой беседе. И если иногда он задает вам вопросы только ради того, чтобы просто поговорить, то бывает и так, что его действительно что-то интересует. Толкуйте свои сомнения в его пользу и не теряйте терпения, пока не ответили, по меньшей мере, на дюжину его вопросов подряд.
В четыре года ребенок обращает свою болтовню к другим детям (если они есть поблизости), чаще чем к вам. Вы можете заметить, как он шепчется с друзьями, как они раздают приказы один другому, или даже произносят угрозы.
В этом возрасте малыш также может начать разговаривать с воображаемыми друзьями. (Почему бы и нет, раз он испытывает потребность в аудитории.) Друзья не могут постоянно находиться при нем, и даже вы не в состоянии слушать его без конца. Вы можете, например, услышать, как ваш ребенок читает книжки воображаемым друзьям или своим куклам и любимым мягким игрушкам. Не удивляйтесь, если он начнет распекать своих воображаемых собеседников, а возможно, и самого себя с интонацией и выражениями, в которых вы узнаете свои собственные. (Теперь вы видите, как он научился слушать?)