Воспитание малышей и дошкольников
Ребенок учится говорить
Ваш ребенок уже учится говорить. Если вы хотите, чтобы ваш годовалый малыш приучился различать нюансы языка и произносить слова, вы должны делать только две вещи: говорить с ним и слушать его.
Самое главное, ведите постоянный диалог с ребенком; это намного полезнее для него, чем беседа взрослых, которую он слышит.
Поскольку ваш малыш хорошо знает вас, учится говорить ему удобнее всего у вас, чем у кого-либо еще. Он уже знает вашу манеру речи, интонацию и понимает выражение вашего лица. Итак, рассказывайте малышу обо всем и ведите с ним диалог.
Ваш ребенок только учится говорит, поэтому Вы нужны малышу еще и как переводчик. Вы должны не только переводить другим, что сказал малыш, но и переводить малышу, что сказали другие. Вам лучше остальных понятна речь вашего ребенка, но и он понимает вашу речь лучше, чем чью-либо еще. Поэтому переводите ему то, что говорят другие.
Делайте свою беседу с годовалым малышом как можно более иллюстративной. Малыш еще не успел натренировать свою память. Он даже не способен понимать разницы, когда ему говорят о действиях в прошедшем или будущем времени. Поэтому говорите с ним о том, что происходит сейчас. («Самолет! Взгляни на небо, Саша. Это самолет».) Дайте ему ощутить связь между тем, что он видит, слышит или осязает, и вашей речью. Связь между словами и мгновенным восприятием, а также действиями, помогает малышку лучше понимать язык.
Показывайте ему вещи и называйте их как можно чаще. Пользуйтесь именами существительными и избегайте местоимений: бутылка, машина, мама, папа, кукла, чашка, нос и так далее. Неопределенность и постоянная смена значений местоимений смущает малыша и путает его: «это», например, означает мячик, а спустя минуту «это» уже означает ложку, а еще две минуты спустя — игрушку. Или «они» говорят о книгах, а потом «они» — это дедушка с бабушкой.
Личные местоимения особенно трудны для восприятия годовалого малыша, пока он учится говорить. К нему обращаются «ты», а он знает о себе, что он «я». Но и его собеседник говорит о себе «я» и так далее.
Итак, старайтесь пользоваться именами вместо местоимений. «Мама ищет ложку Яны», — звучит для малыша намного понятнее, чем: «Где твоя ложка?»
Повторяйте слово на несколько ладов снова и снова, чтобы малыш привыкал к этим звукам: «О, пеленка Миши? Пеленка мокрая? Пеленка грязная и пахнет! Пора сменить пеленку Миши. Сейчас папочка снимет пеленку. Вот новая пеленка для Миши. Вот как чудесно, теперь Миша чистенький и сухой». Если ребенок часто слышит слово, он научится понимать его связь с предметом. Помните, ваш малыш очень внимательно слушает вас и пытается уловить смысл.
Ребенок учится говорить: Учиться слушать
Ваш ребенок очень внимательно слушает вас, и вы должны платить ему тем же. Когда он начинает произносить звуки, вслушайтесь в его лепетание и попытайтесь понять, что именно он пытается сообщить вам. Если он часто повторяет какое-то слово, обратите внимание, куда он смотрит при этом; хотя вполне возможно, что он даже будет указывать на этот предмет. Допустим, он твердит: «Гула». Попробуйте повторить это слово, прикасаясь к разным предметам. Ребенок будет расстроен тем, что вы не поняли его мгновенно, но он непременно ответит вам — улыбкой, кивком или многократно повторяя «гула, гула гула...» — когда вы найдете то, что он имел ввиду. Возможно, малыш хотел получить этот предмет, тогда вручите ему его (разумеется, если предмет безопасен) и поощрите его какой-нибудь фразой или ласковым прикосновением за находчивость и предприимчивость в общении. Внимательно вслушивайтесь также в интонацию. На этом этапе ваш ребенок учится говорить и он может вкладывать множество значений в одно и то же слово. В зависимости от настроения и ситуации слово «папа», например, может означать следующее:
Папа здесь!
О, что это папа делает?
Папа, вернись!
Неуклюжий папа пролил сок.
Ребенок часто выговаривает слова не полностью. Постарайтесь его понять и, отвечая, воспроизведите полное звучание. Так, если ребенок кричит: «Ло...» — договаривайте за него. «О, твоя ложка на полу? Сейчас папочка вымоет ложку и даст тебе».
Занимаясь словотворчеством, дети часто коверкают слова на свой лад. Вместо печенья будет «моченье», вместо собаки — «бабака». Не стоит мучить ребенка постоянным одергиванием, раз вам понятно, что он имеет ввиду. Пусть у него до поры остаются несколько смешных словечек или фраз.
Но даже если вы не понимаете значения его слов, не надо без конца мучить ребенка, добиваясь правильного произношения, ведь он только учится говорить. Для вас это небольшое затруднение, для него — пытка. Вероятнее всего, чуть позже ребенок назовет тот же предмет более отчетливо. Незаметно для себя годовалый малыш учится говорить и взаимодействовать с вами. Он пользуется языком, чтобы сообщать вам о своих нуждах и желаниях или даже наблюдениях. Если вы чувствуете, что эта цель достижима, надо ободрять малыша, а не смущать бестактной критикой.
Но все же у вас остается способ помочь учится говорить с правильным произношением. Отвечая малышу, сами проговаривайте его слова (если вам удалось определить их значение) правильно, четко и разборчиво. Что касается поправок и одергиваний, то они могут отбить у ребенка охоту учится говорить с правильным произношением. Кроме того, поправки просто скучны; малыш сказал, что хотел, вы поняли его, так в чем же проблема?
Ребенок учится говорить и в свое время он будет правильно выговаривать слова и не хуже вас, но пока он просто не готов к этому. Поэтому отвечайте на те его слова, которые вы понимаете, и старайтесь разобрать то, что звучит нечетко или неверно. Ваш ребенок будет просто счастлив, если вы приложите эти усилия и поможете учится говорить и дальше.
Первые фразы
По мере того, как ребенок учится говорить и словарь вашего малыша будет увеличиваться к концу второго года, он начнет складывать простые предложения. При этом обнаружатся трудности с употреблением нужной формы глагола и местоимения. Возьмем несколько типичных примеров:
мама шла? (вместо «пришла»);
ты спал (вместо «я спал»);
я видю (вместо «вижу»).
Реагируйте в том же духе, как с неправильно произнесенными словами. Не упрекайте малыша за его ошибки, он только учиться говорить, но отвечайте ему правильно: «Да, мама пришла». То, что вы поняли его, послужит ему ободрением. Подольше разговаривайте с ним, и он будет перенимать от вас правильные обороты речи и воспроизводить их сам.
Правдивая история
Альберт Эйнштейн не произносил ни слова долгое время после своего первого дня рождения. Наконец однажды за обеденным столом он совершенно четко произнес: «Этот суп слишком горячий!» Его изумленные родители, шумно восторгаясь, недоумевали, почему же их отпрыск не говорил так долго. Ответ к ним пришел от самого Альберта: «До сих пор мне не к чему было придраться».