Воспитание малышей и дошкольников
Ревность старшего ребенка
Вы не можете заставить старшего ребенка полюбить малыша, так что и не пытайтесь. Поскольку ребенок большую часть времени переполнен ревностью и сожалениями, будет весьма сложно пробудить в нем какие-то теплые чувства по отношению к малышу. Поймите это и примите — он не виноват, он воспринимает малыша как главный источник своей боли. Постарайтесь дать ему понять, что не в столь отдаленном будущем он может подружиться с малышом, играть с ним и возможно, они полюбят друг друга.
Но если новорожденный уже полюбил вашего малыша или привязался к нему, старшему будет легче ответить взаимностью. Поэтому старайтесь доказать ему, что он очень нравится новорожденному. Ближе к третьему месяцу крошка вполне может улыбнуться старшему ребенку. Не оставьте это событие незамеченным и не стесняйтесь преувеличить его ценность.
Что бы ваш старший ребенок ни чувствовал, не мешайте ему выплескивать свои эмоции, особенно те, что касаются младенца. Не вколачивайте в него чувство вины за то, что он не любит младшего или даже ненавидит его. Если вашему ребенку три года или больше, он уже с избытком ощущает свою вину за то, что ненавидит малыша. Позвольте ему сказать об этом громко вслух, и дайте ему знать, что вы понимаете его чувства и то, как ему важно перестать считать себя виноватым. (Вы можете добавить, что со временем его чувства могут измениться, когда он и малыш узнают друг друга лучше.) Ребенок имеет право на свои чувства, и нельзя подходить к ним однозначно. В конце концов, они вполне естественны и объяснимы. (Представьте только, что будете чувствовать вы, если ваш муж приведет в дом другую жену.)
Однако понимание чувств ребенка еще не означает разрешения действовать в соответствии с ними. Дайте понять это вашему ребенку с самого начала: ни коим образом он не имеет права вредить малышу. Аргументируйте следующим:
* во-первых, этого не потерпите вы и строго накажете его;
* во-вторых, этого не потерпит малыш и начнет плакать, а вы прибежите заступиться за него;
* в-третьих, ваш умный ребенок и сам не может хотеть этого дольше какой-то секунды; ведь даже карапузы, едва вставшие на ножки, чувствуют, как это страшно и отвратительно причинить вред маленькому.
Но одних запретов недостаточно. Постарайтесь полностью исключить ситуацию, при которой старший ребенок может повредить малышу. Попытайтесь предусмотреть даже возможный случайный вред. Дети, едва начавшие ходить, и дошкольники имеют магическую веру в исполнение желаемого. Поэтому если ваш старший ребенок случайно нанесет вред маленькому, его может начать преследовать гнетущее чувство вины. Он будет думать, что причиной случайности стали его дурные мысли. Он желал маленькому зла, и вот оно свершилось. Вы не должны допустить такой ситуации.
Шаг вперед, два шага назад
Регресс некоторых навыков или нежелание пользоваться своими способностями — явление, достаточно распространенное у детей, начинающих ходить, и дошкольников в тот период, когда в доме появляется новый малыш. Именно теперь, когда вам так необходимо, чтобы старший ребенок одевался и ел сам, он вдруг не желает этого делать. Причина этого нежелания достаточно ясна. Сознательно или бессознательно, но ребенок решает, что если он будет как маленький, вы будете уделять ему больше внимания. Как бы отчаянно не утверждал он свою независимую позицию в доме перед появлением малыша, теперь он уже ни за что не желает казаться большим.
Постарайтесь встретить это явление снисходительно и с юмором. Пусть все идет, как есть. Разумеется, ваш старший ребенок не должен походить на грудничка, чтобы заслужить ваше внимание. Для нас это очевидно, но для вашего старшего — нет. Поэтому осыпайте его градом похвал, когда он внезапно забывает о притворстве и начинает помогать в чем-то вам с малышом или обслуживать себя.
Не принуждайте его быть взрослым и самостоятельным. Избегайте повторять одиозную фразу: «Веди себя соответственно возрасту!» Дайте ему ясно понять, что вы будете любить его всегда, независимо от того, как он себя ведет.
Поддержите игру старшего ребенка, когда он начинает вести себя как маленький, но дайте ему понять, что вы воспринимаете это как игру. Если он вдруг начинает лепетать как младенец, подыграйте ему немного. Если он начинает ползать по полу в разных направлениях, подхватите его и заключите в объятия. Позвольте ему даже попить из бутылочки с соской, если он будет настаивать.
Вашему старшему ребенку очень важно знать, что все, что вы даете младшему, он тоже может получить от вас, если захочет. Объясните ему, что вы перестали его кормить, одевать и умывать не потому, что больше не хотите этого делать. Просто вы думали, что он уже большой и справляется со всем сам. Когда ребенок поймет, что вы готовы по-прежнему помогать ему, и что у него есть выбор модели поведения, возможно, вскоре он расхочет казаться малышом.
Позволяя старшему ребенку вести себя как младенцу, помогайте ему понять преимущества быть большим. Подарите ему несколько привилегий. Например, он может оставаться со взрослыми час или более после того, как младший уложен на ночь.
Мое время по-прежнему принадлежит тебе (ладно, часть моего времени)
Старайтесь в главном не отступать от того распорядка дня старшего ребенка, который был вами установлен накануне появления на свет младенца. Вы не сможете делать все в полном объеме, как раньше, потому что теперь у вас слишком много дел. Но когда вы что-то не успеваете, не надо валить все на младшего брата, постоянно твердя, что ему нужно то одно, то другое. Это излишне. Старший ребенок и так видит, что вы кормите иди пеленаете малыша, и поэтому не можете играть с ним. Занимайтесь своим делом без излишней суеты, но пообещайте старшему ребенку, что вскоре наступит его очередь.
И вы, и ваш муж, должны выделять хотя бы по полчаса в день своему старшему ребенку. В эти полчаса он должен пользоваться вашим безраздельным вниманием. Это может быть время после детского сада, за завтраком, при купании, перед ночным сном или когда дремлет беби.