Воспитание малышей и дошкольников
Социальное развитие дошколников
Хотите верьте, хотите нет, но дети начинают обособляться в группки еще в дошкольные годы. В три года дети не только объединяются для игры, но и исключают из нее неугодных. «Ты не смеешь играть здесь. Мы играем с Кристиной, а ты не будешь с нами играть». Если вы подслушали подобные фразы, попытайтесь помочь угодившему в аутсайдеры. Попробуйте сказать что-то вроде следующего: «По-моему, в вашей игре недостает третьего. Если вы играете в докторов, пусть он будет вашим пациентом. Что-нибудь не так? Может быть, ты сам хочешь попробовать эту роль?»
Тенденция к обособленности среди детей может затруднить поиски друзей для вашего дошкольника. Если ваш ребенок оказался отвергнутым в коллективе, переговорите с воспитателем, чтобы узнать, как он ведет себя в группе. Возможно, он выхватывает у других детей игрушки, дерется и вообще ведет себя эгоистично. В таком случае дети поступают разумно, сторонясь его.
Если же, напротив, проблема в том, что ваш ребенок излишне застенчив, попросите учителя или воспитателя помочь ему освоиться в коллективе. У этих взрослых есть в запасе немало стратегий. Они могут предпринять следующее:
* Помочь вашему ребенку войти в одну из группировок детей.
* Подружить вашего ребенка с другим, примерно таким же застенчивым. Это повысит статус обоих малышей в группе. (Как это ни прискорбно, но своего рода иерархии существуют и у ребятишек.)
* Подружить вашего ребенка с другим, чуть меньшим его по возрасту. Это повысит самооценку вашего ребенка, его уверенность в себе, а следовательно, и его положение в коллективе.
* Возложить на вашего ребенка какие-то важные обязанности, например выдачу салфеток перед обедом или завтраком. Это повысит уверенность малыша в себе и его положение в коллективе.
* Придумать занятие, которое потребует от детей разбиться на мелкие группки. Возможно, малышу будет легче присоединиться к одной из них. Томиться на заднем плане, когда толпа рассеялась, дело довольно трудное, если не невозможное.
Если ребенок воспитывается дома, вы обязаны предоставить ему возможности для знакомства с детьми, а также взрослыми. Пусть это будут родители других детей, друзья их родителей и ваши друзья. Ребенок не должен замыкаться только на своих домашних и нянях, иначе в будущем у него возникнут проблемы в общении. Хотя бы недолго он должен находиться в компании с другими взрослыми, разумеется, в вашем присутствии.
Домашний ребенок неважно чувствует себя среди шумного сборища. Поэтому выбирайте игровые площадки с маленькими группами детей (то же относится к кружкам по интересам, занятиям музыкой и так далее).
Устраивая встречи детей
Если вы уже нашли подходящих друзей для своего ребенка на одной из игровых площадок, постарайтесь организовать особые встречи с одним или несколькими из них. Подскажите своему ребенку, чтобы он пригласил к себе домой новых друзей (или сами пригласите родителей детей).
Устраивая у себя встречи детей, имейте в виду, что трех- и четырехлетние друзья нуждаются в некоторой доле взрослого внимания. Вспышки гнева у них могут возникать каждые несколько минут. Если вы хотите, чтобы дети остались целыми и невредимыми, сумев не покалечить друг друга в ходе дружеской встречи, вам придется за ними приглядывать.
К счастью, вам не нужно вести себя как курица-наседка. Напротив, теперь, когда вы не являетесь единственным источником развлечений для своего ребенка, у вас есть больше времени для себя. Однако старайтесь держаться поближе к детям, чтобы успеть вмешаться в случае необходимости и предотвратить вред, который способен нанести как ваш малыш, так и кто-нибудь из его маленьких гостей.
Куда пойдем играть, к тебе или ко мне?
Если ваш ребенок желает только принимать гостей, а не ходить в гости, возможно, он испытывает неуверенность в себе и тревогу расставания с вами и привычной обстановкой. В этом случае можно использовать тактики, описанные выше, когда дело касалось вашего расставания с ребенком в детском саду или дошкольном лицее. Попробуйте, к примеру, первые несколько раз оставаться при малыше в гостях, пока он не освоится на новом месте и не привыкнет к родителям своего товарища по играм. Перед уходом попросите родителей, чтобы они позвонили вам, если ребенок начнет капризничать и захочет домой раньше, чем предполагалось.
С другой стороны, если малыш предпочитает уходить в гости к друзьям, а не оставаться с ними дома, постарайтесь угадать причину этого явления. Для этого ответьте себе на следующие вопросы:
* Говорили ли вы малышу, что вам приятно видеть у себя дома его друзей?
* Были ли вы достаточно приветливы с его друзьями?
* Не слишком ли вы волновались по поводу уборки, которую вам пришлось провести после ухода гостей малыша?
* Не был ли ваш ребенок приведен в замешательство каким-либо из ваших поступков?
Если вы хотите, чтобы ваш малыш приглашал друзей домой, то должны позаботиться о создании благоприятной приветливой атмосферы. Если вам это удастся, он будет гордиться своим домом и вами и с радостью звать друзей к себе.
Главное, что нужно запомнить
Играющие трехгодовалые малыши нуждаются во взрослом наблюдении. Вы должны разъяснять им необходимость делиться, соблюдать очередность и научить их решать конфликты без насилия.
Сыграйте на эгоистичных интересах малыша (его желании находиться в компании с другими, например) с тем, чтобы привить ему правила приличного поведения в обществе.
Некоторые дети нуждаются в дополнительной помощи и поддержке взрослых для того, чтобы подружиться в одногодками.
Трехгодовалому малышу необходимо общение с детьми его возраста. Поэтому вы должны предложить ему прогулки и занятия, благодаря которым он может познакомиться с другими детьми.