Воспитание малышей и дошкольников
Учим хорошим манерам
Хорошие манеры и обед: всему свое время. Прием пищи — не лучшее время для обучения малыша хорошим манерам и дисциплине, хотя многие родители любят вступать в конфликт со своими детьми как раз за столом. Возможно, вы хотите, чтобы малыш съел все, что лежит у него на тарелке, а он отказывается. Или вы предпочитаете, чтобы он сначала съел овощи, а потом — десерт. А возможно, вы решили, что он должен начать пользоваться ложкой, а не пальцами.
Вы хотите, чтобы малыш хорошо ел и не портил семейную еду. Но баталии за столом не заставят его есть лучше. Вы можете умолять малыша, препираться с ним, предъявлять ему ультиматум; но чем больше вы будете стараться, тем сильнее станет малыш набивать себе цену. Видя такое внимание к себе, он будет не просто польщен, но вообразит себя необычайно важной персоной.
Вам очень хочется привить малышу хорошие манеры за столом, но поразмыслите, так ли уж они необходимы на этом этапе. С точки зрения малыша, в них нет никакого смысла.
Вот типичные ситуации, порождающие хаос за обеденным столом:
* Вы стремитесь к тому, чтобы у малыша было сбалансированное питание. Что ж, предложите ему щедрый ассортимент, а затем позвольте есть то, что он пожелает. Понаблюдав за ним первый день, вы можете прийти к заключению, что угодили малышу своим набором блюд. Но если продолжите наблюдение неделю или две следующие недели, то заметите, что малыш не всегда отдает должное сбалансированной диете. Наступит день, когда он не захочет ничего, кроме хлеба, а в другие два дня станет есть один сыр или только фрукты. Исследования показали, что годовалые малыши, которым позволено свободно выбирать себе еду, предпочитают не смешивать все продукты в один день и час и растягивают свой сбалансированный обед на довольно долгий срок.
* Вы озабочены тем, что ваш малыш мало ест. Не волнуйтесь, он не собирается доводить себя до истощения. Если еды на столе достаточно, он съест, сколько ему необходимо, но необязательно все, что вы ему предлагаете. Если словом или жестом он дал вам понять, что уже сыт, то зачем требовать, чтобы он очистил всю свою тарелку?
* Вы хотите, чтобы малыш оставался за столом во время обеда, потому что это «семейное время». Но почему бы вам тогда не загнать ему бамбуковые щепки под ногти или не подвесить его на дыбу? Высиживание на одном месте — это пытка для малыша. Даже явно наслаждаясь едой, малыш, пристегнутый к своему высокому стульчику, вертится нещадно каждые несколько минут. Ему просто необходимо подвигаться, поэтому позвольте малышу побродить вокруг стола, жуя на ходу. Главное правило: он не должен бегать, чтобы не поперхнуться.
* Вы хотите, чтобы малыш вел себя воспитанно за столом. Забудьте об этом, по крайней мере сейчас. Он еще не может хорошо держать ложку, и ему трудно протыкать кусок вилкой. Он лишь очень приблизительно представляет, что можно делать с ножом. Так пусть отправляет пищу в рот, как ему удобнее. Его уверенность и независимость заметно возрастут, если вы перестанете кормить его с ложечки. Пусть же он пользуется ложкой, пальцами или зарывается носом в тарелку, как поросенок в корытце.
Еда есть еда (а не подкуп, не приз и не наказание)
Родители заставляют своих детей воспринимать сладости, десерт и другие лакомства как нечто особенное. Разумеется, дети испытывают тягу к сладостям. Но родители невероятно усиливают эту тягу, предлагая сладкое в качестве награды за примерное поведение. Шоколадная конфета или мороженое становятся символом родительской любви и одобрения. И малыш, естественное желание которого нравиться вам, начинает усиленно желать сладкого. Не получив последнего, он чувствует себя нелюбимым и не оцененным самыми близкими людьми по достоинству. Поэтому не обещайте ему лакомств в награду за то, что он съест нелюбимые брокколи, уберет игрушки или будет класть штанишки на место. Не грозите ему также тем, что лишите его лакомства за плохое подведение.
Взгляните на ситуацию с позиции малыша. Вы говорите ему: «Никакого мороженого не будет, потому что ты сегодня убегал на улицу». Или: «Если уберешь свою грязную одежду в корзинку, получишь немного клубники». Но малыш плохо понимает связь между своим поведением, хорошим или плохим, и едой, которую вы хотите дать ему или отнять у него. Ему кажется, что поощрение или наказание — всего лишь произвол с вашей стороны. И если вы остановитесь и подумаете, то поймете, что малыш прав.
Попытайтесь понять это. Еда и дисциплина, они, как растительное масло и вода, — никогда не смешиваются.
Сделайте так, чтобы малышу нравилось быть хорошим
Посулы и поощрения, наказания и угрозы не работают в этом возрасте. Поэтому, если вы хотите добиться от ребенка определенного поведения, вам придется прибегнуть к хитрости (хотя некоторые называют это воспитательными методами). Помните, ваш годовалый малыш будет вести себя хорошо, только если сам захочет этого. Сделайте так, чтобы он захотел.
Попробуйте внести в скучное дело элемент игры, как это делала Мэри Поппинс, когда хотела чтобы Джейн и Майкл Бэнкс убрали свою комнату, или как поступал Том Сойер, когда ему было нужно, чтобы другие мальчишки побелили вместо него забор. Вам нужно, чтобы малыш убрал игрушки? Если вы прикажете ему сделать это, то наверняка наткнетесь на сопротивление. Вы можете накричать на него, наказать его, притащить за руку к игрушкам и сунуть ему в пальчики одну из них; но он не начнет подбирать и складывать, пока не захочет.
Остановитесь и подумайте. Вы ведь умнее своего годовалого малыша. Найдите способ его заставить. Попробуйте включить веселую песенку на тему уборки с энергичными командами и поспорьте с малышом, что он не успеет убрать игрушки в ящик до конца мелодии.
Еще одна стратегия состоит в переключении внимания малыша на другое занятие, более приемлемое и безопасное. Допустим, он ухватил какой-то хрупкий предмет и приготовился швырнуть его. Остановите его и предложите побросать и половить мягкий мячик. Или малыш начинает карабкаться на фортепьяно. Предложите ему забраться на пластиковую горку, откуда он может потом с комфортом съехать вниз.
Третья стратегия предполагает отвлечение малыша от опасного или недостойного занятия. Если вы сумеете активно заинтересовать малыша чем-то совершенно новым и непохожим, он быстро забудет о своем предыдущем увлечении.
Вы обязаны защитить малыша от него же самого, а также других от его внезапных импульсов. Если он делает что-то небезопасное для себя или окружающих, ваш долг остановить его. Но это не значит, что вы должны быть грубы с малышом — в ответ он может закатить вам истерику, которую вам не скоро удастся прекратить. Возможно, он будет рыдать, вскрикивать и даже молотить кулачками. Но вы не должны доводить его до такого состояния. Объясняйте ему, урезонивайте его, быстро находите хитрый трюк, используйте переключение и отвлечение внимания. Найдите ему более приемлемое занятие, которое сможет увлечь его.