Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание детей
СВОБОДНЫХ ОТ ПРЕДРАССУДКОВ
Прислушайтесь к разговорам малышей, играющих во дворе. Вероятно, вас застигнут врасплох некоторые их высказывания, типа:
Девочки не могут быть докторами. Ты будешь санитаркой.
Я не хочу играть с ней. Я буду играть с детьми, у которых такая же розовая кожа, как у меня.
Большинство из нас предпочли бы не знать, что двух- и трехлетние малыши способны произносить такое. Однако мы слышим фразы, типа этих, от собственных малышей. Как это ни прискорбно, но дети впитывают стереотипы, касающиеся мальчиков и девочек, мужчин и женщин, людей разных национальностей, инвалидов, недееспособных и пожилых, в самом раннем возрасте.
Плата за предрассудки
Часть стереотипов негативны: женщины слабые; азиаты жестоки и непредсказуемы. Но есть и позитивные: женщины умеют хорошо воспитывать и ухаживать; азиаты хорошие математики. Однако и позитивные стереотипы могут иметь ограничительный характер. Комплимент женщинам как хорошим воспитательницам наводит на следующие мысли:
мужчины не способны воспитывать детей;
женщины должны быть только нянями или педагогами за неимением других талантов.
Вред могут причинять как негативные, так и позитивные стереотипы. Все стереотипы говорят о пренебрежении к следующим вещам:
общности всех людей, несмотря на различия в поле, этническом происхождении, возрасте, а также к индивидуальным различиям между людьми в этнических и других группах.
Никто из нас не хочет, чтобы наших детей урезали в правах и исключали из какого-то вида активности по причине их пола, цвета кожи или происхождения. Однако именно это мы и получаем в итоге, позволяя работать стереотипам.
Семена дискриминации
Возможно, вам покажется, что слишком рано объяснять двухлетним детям, что такое предрассудки и дискриминация, но если вы затянете с этим, предрассудки пустят слишком сильные корни в детской душе, и избавиться от них впоследствии будет гораздо труднее. Вы должны учить двухлетнего малыша терпимости и умению критически относиться к предрассудкам, потому что как раз в этом возрасте дети начинают замечать различия в поле, цвете кожи и других физических признаках.
В два года малыш начинает замечать сходства и различия вещей и сортировать их соответственно. Таким образом, они уже имеют дело со стереотипами. Они приходят к обобщенным заключениям о людях и вещах, базируясь на своих наблюдениях и опытах. К своему третьему дню рождения, например, ваш малыш уже знает, что:
шары круглые;
крекеры это еда, но коробка от крекеров не является едой;
девочки и женщины имеют вагины, а мальчики и мужчины — пенисы.
Все эти знания состоят из стереотипов, и все они содержат полезную информацию. Такое мышление помогает малышу делать обобщения и подразделять вещи по категориям, а следовательно, — и постигать некий смысл в сложном устройстве окружающего мира. Не все стереотипы искажают действительность, но если они искажают ее, значит, они нуждаются в корректировке.
Различиями люди обладают от природы, это естественный процесс, но предубеждения к этим различиям являются искусственными.
На третьем году малыш начинает не только узнавать различия, но и определять их ценности. Малыш, а позже дошкольник ежедневно сталкиваются с массой стереотипов, как позитивных, так и негативных: в отношении рас, полов, национальностей, прав и дееспособности. Он набирается их из разных источников — от папы и мамы, это само собой, затем в детском садике, от нянь, гостей, из книг и телевидения.
Но имеет ли вся эта разноречивая информация влияние на ребенка? Разумеется, да. Исследования показали, что в два года малыш понимает разницу в поле и цвете кожи. (К трем или четырем годам дошкольники различают даже национальности и узнают о правах и дееспособности.) К трем годам расположенность к иррациональным стереотипам возрастает, а к четырем или пяти годам малыши начинают руководствоваться ими в своем поведении. Раса или пол другого ребенка становятся основанием для того, чтобы играть или не играть с ним.
Малыш может отвергать другого малыша не обязательно в силу своей агрессивности, но просто из-за боязни. Малыши и дошкольники слишком замкнуты на себе, и окружающие интересуют их в зависимости от отношения к их особе. Малыш может отказаться играть с другим малышом не потому, что у того кожа темная, но потому, что у него самого она светлая.
Если родители и учителя не вмешаются вовремя, расположенность к предрассудкам может усилиться и впоследствии принять весьма опасные формы.
Маша покорно приняла этот отказ как нечто само собой разумеющееся. Но родители Марины были ошеломлены. Они напомнили Марине, что у ее лучшей подруги Оксаны кожа также несколько иного оттенка, что не мешает им с удовольствием играть вместе. Они также заставили Марину признать, что ее очень развеселил визит Маши, и что они отлично играли вдвоем. Марина согласилась попробовать, и вскоре они с Машей стали лучшими подружками.