Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание детей школьного возраста
Воспитание детей школьного возраста имеет ряд специфических особенностей. Эти особенности связаны как со взрослением ребенка, так и с изменением его привычного уклада жизни по сравнению с дошкольным периодом.
Школа – это первое серьезное испытание ребенка в жизни, как личности. Именно школа позволяет раскрыться ребенку во многих вопросах, но и накладывает на него дополнительную нагрузку и ответственность. Школа заставляет ребенка резко увеличить умственные нагрузки и уменьшить физические. Она вынуждает ребенка столкнуться с таким понятием, как «социум» (общество) и коллектив, изменяя его психологию поведения.
Воспитание детей школьного возраста заключается, прежде всего, в реорганизации режима дня школьника. Здесь очень большую роль играют родители. Именно они в период начальной школы организовывают рабочий день ребенка. Очень важно, чтобы периоды умственной активности чередовались с периодами физической активности или отдыха. Это позволит равномерно распределить нагрузку на ребенка, избавит его от физической или моральной усталости. Задача родителей в данной ситуации является контролирующей. Первые три класса дети обычно еще не могут полностью самостоятельно делать уроки, посещать спортивные секции, правильно отдыхать (без телевизора). Именно контроль со стороны родителей и возврат ребенка в нужное русло позволит вам постепенно выработать привычный ритм жизни у малыша.
Такое родительское планирование обычно продолжается первые 2-4 класса школы. Затем ребенку постепенно начинают давать больше самостоятельности в принятии решений, разработке своего графика. Все начинается с самостоятельного выполнения домашнего задания, родители при этом только контролируют правильность его выполнения. Также ребенок уже может самостоятельно посещать спортивные секции, если они находятся где-то рядом.
Воспитание детей школьного возраста в плане распорядка дня после 6-8 класса уже переходит в плоскость самоконтроля ребенка. К этому времени он уже должен выработать устойчивый график жизни. Задача родителей сводится к систематическому контролю и возврату ребенка «на круги своя», если его начинает «заносить на поворотах».
После 8-го класса мы уже имеем сформировавшуюся личность, которой иногда трудно управлять. В этом случае не надо ломать ребенка (вернее уже подростка), а необходимо с ним вести больше профилактических бесед, определить его жизненные приоритеты и делать упор именно на них.
Весь процесс взросления ребенка сопровождается увеличением его самостоятельности и постепенным изменением его социального статуса. Если в детстве ребенок являл собой марионетку с минимальной степенью свободы, то к концу школы он превращается в личность, которая способна самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия. В процессе учебы перед ребенком ставятся задачи не только родителями, но и обществом. Именно самостоятельное решение своих вопросов в социуме и позволяет ребенку развиваться, как личности. При этом родительская функция заключается в поддержке ребенка. Эта поддержка может быть оказана в виде ненавязчивого совета, умеренного одобрения действий ребенка и просто общения с ним на интересующие его темы. При этом ребенок будет чувствовать, что родителям интересна его жизнь и проблемы. Только не переусердствуйте в процессе участия. Дети, особенно старшие, очень резко реагируют на слишком большую опеку со стороны родителей.
Воспитание детей школьного возраста немного меняет свою направленность, начиная с 4-5 класса. Именно с этого момента ребенок начинает постепенно отходить от семьи и больше проводить время в социуме. У него возникают друзья, компании с общими интересами. Эти новые увлечения не подменяют семейные ценности, просто происходит их переоценка. Ребенку хочется проводить уже больше времени со своими сверстниками, чем с родителями. Именно в этот период начинает развиваться вечный конфликт отцов и детей. У кого-то он проходит почти незаметно, у кого-то принимает острые формы. Родители должны смириться с изменением приоритетов, конечно, если они не влекут за собой пагубных последствий (алкоголизма, наркомании и т.д.). В этом возрасте родителям необходимо быть достаточно близко к детям, оставаясь, прежде всего, друзьями.
Именно в этот период за счет изменения гормонального баланса организма у мальчиков и девочек начинается взаимная симпатия, переходящая иногда в серьезные чувства. Очень важно при этом дать ребенку первичные знания о любви, взаимном уважении, сексе и средствах предохранения. Рано или поздно всему этому его научит улица, только вопрос когда и в какой форме?
Воспитание детей школьного возраста обязательно должно содержать трудовую составляющую. Взросление ребенка, как личности, позволяет ставить перед ним более сложные задачи по дому. Постарайтесь при этом поговорить с ребенком и обрисовать ему зону ответственности по дому. С возрастом эта зона должна увеличиваться, а задачи усложняться.
Не стоит забывать и о физической нагрузке на ребенка. Регулярные занятия спортом помогут ребенку развить самодисциплину, научат преодолевать трудности и подарят радость первых побед. Именно спортивные победы и поражения наиболее ярко показывают достижения и недостатки в воспитании характера ребенка.