Воспитание малышей и дошкольников
Гендерное воспитание дошкольников
Одной из актуальных педагогических задач в работе с дошкольниками является построение воспитательного и образовательного процессов в соответствии с полом ребенка. Поэтому гендерное воспитание дошкольников - очень важный процесс. Традиционные стереотипы гендерного поведения разрушены вследствие происходящих в современном обществе социальных изменений. Упрощения отношений между мужчиной и женщиной привело к «смазыванию» ролей: женщины становится жестче, а мужчины – женоподобны. Печальной реальностью стала курящая и не стесняющаяся употреблять «крепкие» слова женщина, в борьбе за лидерство и эмансипацию женщины берутся и за традиционно мужские профессии, не желая довольствоваться «женскими». На фоне этого напора мужчины расслабляются, и не отправляясь на охоту на мамонта, спокойно ожидают у семейного очага ужина. Превращаясь в потребителей, мужчины, впрочем, не торопятся забрать себе женскую работу: быт и воспитание детей по-прежнему остаются задачей женщин.
Гендерное воспитание дошкольников должно происходить с учетом того, что разрушение классической модели семьи не может не сказаться на детях. Девочки становятся грубее и агрессивнее, не считают достоинствами скромность, нежность, терпение, умение идти ан компромисс и сглаживать конфликты. Мальчики же, перенимая женоподобную модель поведения, демонстрируют эмоциональную неустойчивость, отсутствие выносливости, не стремятся развиваться физически. Отсутствие социальной модели порождает странную манеру общения с девочками. Наблюдая за группой детей, психологи были встревожены не адекватным распределением ролей: продемонстрированные в ходе игры поведенческие модели не соответствовали полу игроков, в ходе игры дети не могли достигнуть каких-либо договоренностей путем конструктивного диалога. Столь же смазанным было и гендерное распределение ролей в трудовой деятельности, мальчики не проявили готовности взять на себя физически тяжелую часть работы, а девочки не посчитали своим фронтом те работы, где требовалась тщательность и аккуратность.
Гендерное воспитание дошкольников должно учитывать следующие факты. Проведенная диагностика показала, что полоролевая социализация детей находится на низком уровне, нет достаточной информированности по этим вопросам. Следующим шагом при изучении такой проблемы как гендерное воспитание дошкольников стало анкетирование и тестирование родителей. На этом этапе и было выявлено, что родители, в большинстве своем, копируют модель по которой воспитывались они сами, крайне слабо учитывая пол ребенка.
На основании проведенных исследований, выявивших проблему, встал вопрос о необходимости гендерной социализации старших дошкольников на базе ДОУ. Психологи посчитали, что гендерное воспитание дошкольников необходимо начинать достаточно рано: с того момента, когда ребенок может осознанно отличить мальчика от девочки. Одной из основных проблем внедрения новой системы является отсутствие теоретической подготовки по данному узкому вопросу у педагогов, поскольку гендерная психология не входит в программу обучения. Особые сложности это вызывает при работе женщин-воспитателей с мальчиками: недостаточность знаний о специфике физиологических функций и мужской психологии не дают полноценно наладить контакт с воспитанником.
Гендерное воспитание дошкольников основывается на том, что модель образовательного пространства строилась в четырех направлениях:
1. Теоретическая подготовка воспитателей.
2. Вовлечение в воспитательный процесс родителей, с оказанием тем теоретической и практической помощи по построению гендерных моделей поведения ребенка вне образовательного учреждения.
3. Создание и реорганизация развивающего окружения.
4. Конструирование модели педагогического процесса.
Модель такого воспитания как гендерное воспитание дошкольников плотно внедрялась в повседневную жизнь детей. Например, в вопросах воспитания культурно-гигиенических навыков. Если ранее в старших группах контроль за отсутствием совместного посещения туалетной комнаты было возложено на воспитателей и являлось желательным, но не обязательным условием. То теперь двери были оборудованы специальными табличками и дети сами могли видеть, кто находится в данный момент в туалете (мальчик или девочка) и решать, могут ли они туда войти. Это важный аспект такого дела как гендерное воспитание дошкольников.
Проведенная работа, по результатам итогового тестирования, дала положительные результаты для всех участников проекта. Повысился творческий потенциал, профессиональный уровень и квалификация педагогов. Родители получили дополнительные знания о воспитательных процессах и смогли осознанно применять ряд педагогических методик. Итоговые психологические тестирования и наблюдения позволили сказать, что культура поведения у детей выросла, выстроились правильные модели, роли стали больше соответствовать половой принадлежности. Также можно стало возможным говорить о расширении кругозора детей и увеличении у них объема знаний о социальных ролях мужчин и женщин.
Проект требует дальнейшего развития и проработки, ставя перед педагогическим составом ДОУ продолжение развития данного направления воспитательного процесса.