Воспитание малышей и дошкольников
Художественное воспитание дошкольников
Художественное воспитание дошкольников имеет своей целью с раннего возраста приобщить ребенка к художественному творчеству, максимально приблизить его к искусству в различных его проявлениях. Это является необходимой составляющей для полноценного эстетического и эмоционального развития ребенка.
На занятиях в дошкольных учреждениях и в центрах дошкольного воспитания дети приобщаются к различным видам искусства, в том числе проходят художественное воспитание дошкольников. Под руководством педагога они занимаются рисованием, лепкой, мастерят различные поделки из подручного материала. Такие занятия очень важны для маленького человека. В своих фигурках или рисунках он может выразить свои фантазии, у него развивается усидчивость, мелкая моторика пальцев, память, воображение. Так начинается художественное воспитание дошкольников.
Однако неправильно будет сказать, что только дошкольные учреждения должны заниматься таким вопросом как художественное воспитание дошкольников. Основы этого процесса закладываются в семье. Все начинается с раннего возраста, когда ребенок только начинает познавать мир с помощью тактильных ощущений. Он вечно что-нибудь трогает, разбрасывает, и в конце концов пытается что-то сложить. С возрастом желание сложить приобретает осмысленные формы, и ребенок тянется к пластилину, глине, просто мастерит что-то в песочнице. Задача родителей, осуществляющих художественное воспитание дошкольников, дать возможность реализовать свои фантазии малышу, привить ему определенные знания и умения для их реализации. Когда у ребенка будет материал для творчества, мама или папа в виде педагога, очень скоро у него самого начнет что-то получаться. Пусть на первых порах это будут далеко не шедевры искусства, но они принесут огромное удовлетворение малышу, да и родителям так же. Чувство наслаждение творчеством, гордость за полученный результат, желание творить и быть полезным окружающим – все это способствует гармоничному развитию будущей личности. Желание сделать что-то новое будет способствовать интеллектуальному росту ребенка, а совместное творчество с родителями укрепит взаимоотношения в семье и поставит на высокий уровень художественное воспитание дошкольников.
Подтолкнуть ребенка к самостоятельному творчеству, которое предполагает художественное воспитание дошкольников, можно несколькими способами. Для начала ему необходимо показать рисунок (поделку, аппликацию и т.д.) другого ребенка, хотя это может быть вполне и известное произведение искусства (например, статуэтка). Малыш заинтересуется и попробует повторить это своими руками. Следующим шагом будет помощь, которую должны оказать родители или воспитатели дошкольных учреждений в привитии необходимых малышу навыков. Очень важно, чтобы примеры для подражания или задачи ставились в различных плоскостях творчества – это поможет найти именно то направление, которое у ребенка вызывает наибольшее количество эмоций и желания творить, а дальше вы подхватите художественное воспитание дошкольников. Ребенок может холодно отнестись к рисованию, но очень увлечься лепкой из пластилина и т.д. Родителям и воспитателям стоит обращать на это внимание и максимальные усилия прилагать именно в этом направлении.
Занятия творчеством очень важны, так как они помогают открыть внутренний мир ребенка через художественное воспитание дошкольников. Не каждый малыш из-за своей природной стеснительности способен на откровенное общение и прилюдное выражение своих эмоций. Искусство поможет ребенку выразить недосказанное в собственном творчестве. Это помогает малышу чувствовать себя одним из членов общества, снимает внутреннюю психологическую напряженность, помогает бороться с комплексами, стабилизирует нервную систему и помогает найти баланс отдыха и движения при гиперактивном поведении ребенка.