Воспитание малышей и дошкольников
Музыкально эстетическое воспитание
Музыкально эстетическое воспитание - это, как правило, выбор родителей. Музыка была одной из составляющих в воспитании подрастающего поколения во все времена. Ее значение определяли общие задачи воспитательного процесса, которые выдвигались определенной эпохой по отношению к определенным общественным классам или детям, группам лиц или сословиям. Музыкально эстетическое воспитание ставилось на высочайший уровень. Есть даже индийский миф, герой которого, чтобы достичь милости бог, обучался искусству пения у одной мудрой птицы. В нем говорится «овладеть искусством пения – значит суметь освободиться от дурных желаний и чувств». Музыкально эстетическое воспитание в древней Индии было таким, что популярным даже было такое мировоззрение, по которому музыка – один из способов достижения богатства и благочестия, который к тому же, доставляет наслаждение. К музыке выработались определенные требования, так как она была призвана воздействовать на группы лиц в определенном возрасте. Детям рекомендовалось слушать веселую музыку, быстрые темпы, в юношеском возрасте – в среднем темпе, а для людей в зрелом возрасте больше подходят медленные темпы и спокойные, даже торжественные ритмы, чтобы осуществлять музыкально эстетическое воспитание. Как пишется в трактатах Древнего Востока, музыка и музыкально эстетическое воспитание призваны развивать в людях такие чувства, как человечность, добродетель, искренность, справедливость. На территории Древнего Китая музыкально эстетическое воспитание подрастающего поколения находилось в государственном ведении. Немаловажное значение музыкальному воспитанию отводили и древнекитайские философы. Так, Конфуций (551-479 гг. до н.э.) подчинял музыку строгой регламентации, пытаясь музыкально эстетическое воспитание привязать к государственным и политическим точкам зрения, не принимал музыки иного характера, чем с целью нравственного воспитания. Эту концепцию поддерживали и последователи Конфуция – Сюнь-цзы и Мэн-цзы. Но в 4 веке до н.э. учение о музыке Конфуция было подвергнуто критике со стороны Мо-цзы (философа – утописта), он высказывал протест против утилитарного подхода к музыке в частности и музыкальному воспитанию в целом.
В период античности музыкально эстетическое воспитание выступало одним из элементов системы воспитания, носившей демократический характер. Ее использовали как средство, позволяющее личности развиваться более гармонично. Исключительное внимание данным вопросам уделяли в Древней Греции – к примеру, в Аркадии все жители в возрасте до 30 лет обязательно обучались инструментальной музыке и пению, в Афинах, Фивах и Спарте – обязательным было учение игры на авлосе, а участие в хоре было священным долгом каждого. В Спарте даже музыкально эстетическое воспитание носило военно-прикладной характер. Спартанские песни призывали воинов на подвиги, воспламеняя мужество и энтузиазм.
В Древней Греции музыкально эстетическое воспитание было в ведении частных мусических и гимнастических школ. Мусическому воспитанию подвергались дети от 7 до 16 лет, они изучали литературу, науки и искусство. Музыкально эстетическое воспитание проводилось посредством хорового пения, игры на музыкальных инструментах (арфа, лира, кифар). Пение шло в тесной взаимосвязи с музицированием и подготавливало детские и юношеские хоры к соревнованиям (участию в агонах), которые проводились в связи с официальными праздниками. Древними греками было разработано учение об «этосе», который утверждал нравственно-воспитательную роль такого дела как музыкально эстетическое воспитание. В Риме в учебных заведениях не обучали музыке и пению. Это считалось личным делом каждого, а часто даже встречало противодействие со стороны властей. Поэтому многие римляне обучали своих детей музыке тайно.
В странах Среднего и Ближнего Востока музыкально эстетическое воспитание и педагогика получили свое развитие под посягательствами мусульманского духовенства, которое пыталось ограничить деятельность людей в данной области творчества и воспитания.
Искусство и культура средневековья формировалась под жестким влиянием христианской церкви. Школы, которые создавались при монастырях и церквях, отводили значительное место такому делу как музыкально эстетическое воспитание. Здесь преподавалась не только теория, но и практика. Церковники (среди которых Василий Великий, Климент Александрийский и другие)сходились во мнении, что музыка подчинена дидактическим задачам и основное ее назначение – служить приманкой, посредством которой можно сделать Священное писание более доступным и привлекательным. В этом проявляется односторонность музыкального воспитания в церквях, которые категорически не принимали народную музыку. Музыку практически была лишена эстетического элемента, а получение чувственного удовольствия от прослушивания музыки считалось проявлением слабости.