Воспитание малышей и дошкольников
Технологии физического воспитания
Технологии физического воспитания детей раннего возраста и школьного периода на современном этапе при комплексном использовании с индивидуальным подходом позволяют полноценно и всесторонне подготовить любого ребёнка, даже с существенными патологиями. Вообще, так заложено природой, что человек, вне зависимости от климатических, социальных, политических, культурных условий, неизменно развивается физиологически, а уже потом – духовно, интеллектуально. Поэтому технологии физического воспитания должны знать все потенциальные и реальные родители и применять их на практике с первого же дня жизни малыша и до его совершеннолетия.
Неоспорим тот факт, что здоровье является главной ценностью каждого существа, что представляет собой залог его жизни. А сохранить здоровье, молодость, красоту и бодрость, собственно, как и продлить саму столь мизерную человеческую жизнь, способны эффективные технологии физического воспитания, которые при нынешних бешеных ритмах жизни, когда всё меняется со скоростью света, трансформируются согласно запросам времени. То есть именно технологии физического воспитания призваны подготовить приспособленную личность к сегодняшнему миру (с его достижениями, достоинствами, принципами, возможностями и изъянами), вне зависимости от пола, национальности, статуса родителей, семейного достатка и пр. Иначе говоря, все технологии физического воспитания нового столетия, что культивировало красоту тела и душевную гармонию, стремятся выпустить совершенство.
С точки зрения технологий физического воспитания, отличником этой школы является человек, имеющий крепкое здоровье, быструю адаптацию к переменам условий обитания без ущерба для организма и психики, способность к самосохранению, самостоятельности, ответственности за свои поступки. Каждый ребёнок должен обладать высокой работоспособностью, выносливостью, дисциплиной, самоконтролем, терпением, решительностью, реагированием, а также демонстрировать пропорциональное развитие телосложения (осанка, походка, функциональность конечностей) и максимально использовать потенциал собственного тела.
Безусловно, все технологии физического воспитания, которые постоянно корректируются, должны быть одобрены министерством образования, дабы иметь законные основания для их внедрения в педагогический процесс.
Технологии физического воспитания охватывают множество сфер деятельности человека. В первую очередь, технологии физического воспитания коснулись, конечно же, спорта, что представляет собой соревнование – с собственными комплексами, недостатками, ленью, отклонениями в развитии и здоровье или с воображаемым, а может, и реальным соперником, который в конкретной области лучше. Соответственно, именно спорт позволяет на основе наблюдений и сравнений оценивать возможности конкретного человека и его стремления совершить рекорд.
Технологии физического воспитания на уровне школы (дисциплина «физическая культура») предусматривают условное разделение на 7 основных форм, то есть квадратов:
1) «первый квадрат»: уроки физкультуры (обеспечивают 13,3% активности детей) – академический час (45 минут), в течение которого каждый ребёнок получает общие сведения и навыки, полезные привычки и умения для самостоятельного и коллективного правильного физического развития; с учётом своих возможностей (наличия медицинских показаний и противопоказаний) каждый ученик проявляет способности своего тела, выявляет желание или его отсутствие их развивать под контролем и инструктажем тренера;
2) «второй квадрат»: домашние тренировки в виде утренней зарядки в течение 20 минут, вечерней пробежки с родителями (около 60 минут), что составляет приблизительно 8,8% двигательной активности ребёнка;
3) «третий квадрат»: школьная гимнастика перед первым уроком, которая повышает тонус центральной нервной системы, дарит бодрость, вдохновение и позитивный настрой на работу (13,3% подвижности);
4) «четвёртый квадрат» заключается в регулярных занятиях общеукрепляющей физкультурой дома в процессе индивидуальных занятий (15,5 занятости ученика);
5) «пятый квадрат»: академический час здоровья (валеогогия, хореография, медицинская или военная подготовка), что проводится трижды в неделю, увеличивая двигательную занятость школьника на 17,7;
6) «шестой квадрат»: самостоятельные добровольные тренировки в виде посещения спортивных, танцевальных секций (как правило, проходят 3 раза в неделю, занимая тем самым 8,8% активности), участия в соревнованиях, что улучшает состояние мышц и костей, работу сердечно-сосудистой системы и дыхательного аппарата;
7) «седьмой квадрат»: активный отдых (например, горные и водные лыжи, сёрфинг, скейтборд и пр.), активное участие в туристических походах и подвижных играх на свежем воздухе, что значительно укрепляет иммунитет, защищает от инфекций и занимает 22,2% физической деятельности типичного школьника.
Таким образом, как подчитали авторитетные эксперты в сфере технологий физического воспитания детей, около 675 минут (что равно 15 академическим часам, или 2 урокам в день) ребёнок затрачивает на гармоничное развитие тела для его же блага.