Воспитание малышей и дошкольников
Условия воспитания ребёнка
Наверное, каждый родитель задается вопросом о том какие нужны условия воспитания своего ребенка. Какую тактику лучше применять – строгость или снисходительность? Стоит ли наказывать ребенка? На что необходимо полагаться в процессе воспитания – на свои чувства или на веление разума? Вопросы подобного плана волнуют многих родителей и это вполне объяснимо, однако стоит отметить, что они далеко не первостепенной важности. Эти вопросы свидетельствуют о неуверенности родителей в правильности проводимого воспитания, что не может не сказываться на самом воспитательном процессе.
Условия воспитания ребенка таковы, что нужно помнить, что под воспитанием не стоит понимать исключительно моменты непосредственного воздействия на ребенка путем поучений, поощрений, наказаний или похвалы. Гораздо большее воздействие на воспитательный процесс для детей оказывает поведение самых родителей, хотя сами родители могут до конца этого и не осознавать. Форма разговора между родителями, услышанная малышом, может оказать на него намного большее воздействие, чем поучения, которыми Вы можете лишь вызвать чувство отвращения. Гораздо больший эффект может дать мимолетная, но уместная улыбка на его слова или действия или сказанное мимоходом слово.
Проведенные исследования выявили, что дети, условия воспитания были строгие и более мягкие условиях, особо не отличаются, если не учитывать крайних проявлений и в том, и в другом случае. Это позволяет сделать вывод о том, что воспитание – не только ряд конкретных мер, направленных на непосредственное влияние на ребенка, это нечто гораздо более обширное.
Посудите по себе – что осталось запечатленным в памяти с детства, если убрать отдельно взятые случаи? Чаще всего Вы вспоминаете атмосферу родного дома, где проходило Ваше детство, наполненное множеством не столь значительных событий, или же вспоминаются страхи, которые существовали в детском сознании и были связаны с множеством тогда еще не понятных событий. Так вот, именно атмосфера дома – спокойная или напряженная, радостная или переполненная опасений – имеет наибольшее влияние на развитие ребенка и непременно откладывает свой отпечаток на его дальнейшее развитие и становление как личности.
Атмосфера в семье, как уже известно, зависит от взаимоотношений между ее членами, и от того каким способом они общаются между собой, от этого зависят условия воспитания. Достаточно много дружных семей, в которых участие в решении того или иного вопроса принимают все ее члены, считаются с мнением каждого и не пытаются подавить инициативы со стороны какого-либо члена семьи. В таких семьях атмосфера теплая и дружелюбная, есть возможность поделиться с близкими своими переживаниями и найти соучастие при решении каких-либо проблем. Такая семья не закрывает глаза на существующие противоречия, а пытается наладить их и найти оптимальный выход для всех. В таких семьях всегда говорят что и как думают, нет необходимости во лжи. Каждый член семьи проявляет участие к проблемам и переживаниям другого - это важный момент условий воспитания. Здесь царит атмосфера смеха и юмора, именно юмора, а не колкого сарказма в его различных проявлениях, не принято осуждать поведение других. В такой семье родители являются образцом подражания для детей, они всячески поддерживают друг друга и не подрывают авторитет в глазах детей. В такой семье принято делиться и своими впечатлениями вне семьи, так как ее члены уверены в том, что семья его поддержит и поможет.
Это не говорит, что в таких семьях не бывает проблем - жизненные трудности, как условия воспитания, так или иначе, отражаются на каждой семье. Значительные изменения происходят с вырастанием детей, а соответственно и старением родителей. Отношения в семье так же изменчивы, как и погода в природе – один день может быть ясным, а другой – пасмурным, а бывают на семейном горизонте и грозы. Тем не менее, каждая семья характеризуется определенным климатом, присущим ей, что и откладывает определенный отпечаток на социальном, эмоциональном и других аспектах воспитания ребенка.
Условия воспитания детей
Выше говорилось о том, что важнейшую роль в процессе воспитания человека играет атмосфера в семье, которая зависит от типа взаимоотношений между членами семьи. Но это не значит, что важность воспитательных процессов необходимо сводить к минимуму, просто создав благоприятную атмосферу. Под воспитательными процессами понимают целенаправленное воздействие родителями на ребенка. Различность позиций, с которых разные взрослые подходят к данному вопросу характеризуется различной степенью контроля и участия родителей в воспитании ребенка, степени авторитарности родителей и их участия в эмоциональных и иных переживаниях ребенка.
Эмоционально холодное и нейтральное отношение родителей к ребенку оказывает негативное влияние на развитие, тормозя ребенка в развитии и делая его беднее в духовном плане. Это негативный момент условия воспитания. Однако это не значит, теплота отношений должна «бить через края», это также имеет свои недостатки. Чрезмерная опека родителей и перебор в эмоциональной взаимосвязи ребенка с родителями делают его практически неспособным жить и находиться вне семьи. В то время как полное руководство в вопросах воспитания на разум возлагать тоже не стоит, должно быть в меру всего – и чувств, и эмоций, и разума.
Отдельный вопрос – авторитет родителей. Еще в прошлом веке основой воспитания служило послушание. Ребенок должен был учиться слушаться своих родителей, потом учителей, далее – начальника на работе…уметь беспрекословно исполнять их требования и соблюдать абсолютно все законы того общества, в котором он живет и развивается. Соблюдение правил абсолютного послушания сегодня начало отходить на второй план, и в воспитании детей тоже. Родители все больше проявляют по отношению к детям уважение как к отдельным личностям, что диктует большую степень демократичности в отношениях между ними. Можно сказать, что демократия общественная первым делом нашла свое отражение в демократизации внутрисемейных отношений.
Но не следует забывать, что все же нельзя ставить ребенка на один уровень с взрослыми, и какими бы демократизованными ни были Ваши отношения с ребенком, об абсолютном равенстве говорить не приходится. В этом и заключаются условия воспитания. Да, ребенку необходимо давать больше свободы в принятии решений, это побуждает и формирует в нем чувство ответственности, однако нельзя также забывать, что во многих жизненных вопросах важен опыт, которого у малыша пока может быть просто недостаточно. Просто объясните ребенку, что есть сферы и области жизни, где он уже может действовать самостоятельно, но есть и такие, в которых пока что ему нужно подчиняться мнению взрослых. В семьях, где нет определенного контроля над ребенком, он растет не зная, что правильно и что нет, а это может породить в ребенке неуверенность в себе, а в некоторых случаях даже страхи.
С социальной точки зрения дети лучше развиваются в условиях воспитания, когда ставят себя на место человека. Которого считают авторитетом для себя в нежности, ласке, мудрости. Заботе, проявлении любви. Если ребенок видит эти черты в своих родителях, то проводит параллель, отождествляя себя с ними и во многом стараясь быть похожим на них. И чтобы действительно стать примером для своего ребенка, необходимо пользоваться соответствующим авторитетом в его глазах. Но здесь есть важный момент – авторитетность должна быть естественная и ни в коем случае не навязанная ребенку. Он должен осознанно и добровольно понимать, что хочет быть похожим именно на своих родителей. В младенчестве неоспоримым авторитетом для ребенка выступает мама, так как именно с ней он проводит большую часть своего времени. Чуть повзрослев, ребенок начинает понимать, что оба родителя просто дополняют другу друга и одинаково важны. Поэтому самым важным моментом в воспитании ребенка является органичность семейных отношений – отношения между родителями, а также единое мнение и цели в воспитании ребенка. Нельзя, чтоб один родитель строил свой авторитет за счет подрыва мнения ребенка по поводу другого родителя.
Соответственно, от этого зависит и роль и восприятие наказаний в процессе условий воспитания. Многому ребенок учится, когда ему дают возможность ясно понять и осознать, что именно правильно, а что – не очень либо совсем не правильно. Делать это можно путем похвал, поощрений, признания его достижений или другими одобрительными способами – если ребенок сделал что-то правильно, но в случаях, когда он поступает не правильно – необходимыми становятся такие меры воздействия, как критика, несогласие с его поведением или мнением, а иногда и наказание. Опыт показывает, что дети, которых хвалят и поощряют за хорошие и правильные поступки, но не наказывают за неправильные гораздо медленнее и с трудом учатся всему необходимому. Наказания такого плана вполне обоснованны и вполне резонно вписываются в воспитательный процесс в целом.
Но здесь есть одно правило, которое необходимо соблюдать – положительные эмоции в воспитании должны существенно преобладать над негативными, поэтому, гораздо чаще хвалите и поощряйте ребенка, вместо того, чтоб наказывать и порицать. Многие родители об этом правиле либо не знают, либо о нем забывают. Многие боятся испортить ребенка лишней похвалой, считая его хорошие поступки должным поведением и не замечая усилий, которые требовались малышу для их соблюдения или выполнения. Родители склонны наказывать ребенка за практически каждую плохую отметку в школе, но даже незначительный успех стараются не видеть и недооценивают стараний ребенка. Это немаловажный момент в условии воспитания. Гораздо резоннее было бы обратное поведение – хвалить ребенка ха успехи и стараться не заострять внимание на его неудачах.
Наказывать ребенка нужно буквально сразу же за тем или иным поступком (скорее проступком), которое заслуживает наказания. Ребенок должен знать, за что его наказали, иначе нет смысла в таком наказании, более того, оно может даже принести вред.
Наказание не должно нарушать любые контакты между родителями и ребенком. Не стоит прибегать к физическим формам наказания (не берем во внимание незначительные и скорее символические шлепки в младенческом возрасте), так Вы лишь проявите свое бессилие, как воспитателя. Такие меры способны разбудить в детях стыд и унижение, и вовсе не направлены на развитие самодисциплины. Дети, к которым применяют подобные меры наказания, обычно ведут себя правильно только в присутствии взрослых, а в моменты, когда их нет рядом - поведение меняется кардинальным образом.
Чтобы развить в ребенке сознательность, гораздо эффективнее использовать наказания психологического плана – пусть он поймет, что с ним не согласны, что при подобном поведении он не может рассчитывать на Вашу благосклонность и симпатию, что на него сердятся. Такие условия воспитания также считаются приемлемыми. Если разбудить в нем чувство вины, то это может стать сильнейшим регулятором его поведения, в независимости от того, под Вашим надзором он или нет. Но важно знать меру, так как чрезмерное чувство вины неуместно, так как может повлиять на активность в поведении ребенка. Как бы Вы не наказывали ребенка, необходимо помнить, что ребенок не должен почувствовать унижения своей личности, а также отвергнутости со стороны родителей. И хоть без наказаний в воспитании обойтись нельзя. Но и прибегать к ним нужно с особой осторожностью.
В воспитании немаловажную роль играет также степень сопереживания родителями поступками ребенка. Родители должны разделять с ребенком все его переживания – и радостные, и не очень. Одни родители знают о своих детях практически все, в то время как другие – практически ничего. Есть также категория родителей, которые не замечают душевных травм ребенка, а когда они оборачиваются трагедиями – то непрестанно удивляются происшедшему. Другая крайность, когда родители практически принуждают ребенка к доверительным отношениям, а в случае, если считают, что ребенок утаил что-то от них, то воспринимают это как неблагодарность со стороны ребенка и могут даже обижаться на него за это. Такое поведение родителей порождает в ребенке чувство, как будто его лишили прав на что-то личное и сокровенное. В ходе исследования одна девочка очень хорошо отобразила это чувство, когда на просьбу нарисовать свою семью она изобразила на бумаге мать, роющуюся в ее личных вещах.
Дети склонно очень реалистично изображать поведение родителей, особенно в типичных ситуациях, происходящих практически ежедневно, что отображает семейную атмосферу. Когда детей просят нарисовать рисунки на тему «Семейный отдых в выходной день», то результаты получаются различными – одни рисуют дружную семью, гуляющую вместе, и где все держатся за руки, другие – дружную семью, чем-то занятую за столом, а на рисунках третьих проявляются угрозы, битье, грубость различной формы. А еще часто дети рисуют себя одинокого в комнате, где кроме него нет больше людей или они есть, но заняты чем-то совершенно другим и им не до него.
Семейные отношения между детьми (сестрами и братьями)
Сегодня все чаще можно встретить семью, в которой воспитывается один ребенок, в то время как раньше это было большой редкостью. С одной стороны воспитание одного ребенка – легче, так как можно уделить ему должное внимание, не нужно делить свою любовь на двоих детей, он не ощущает чувства ревности. Однако со стороны ребенка такое положение – не очень благоприятное, так как ему не хватает жизненного опыта, а общение с другими детьми восполняет эту нехватку далеко не в полной мере.
В семьях, где воспитывается несколько детей, обычно ситуация несколько сложнее, чем в семье, где растет один ребенок. Но такая сложность во взаимоотношениях очень важна для детей, она способствует социальному созреванию каждого ребенка из большой семьи. А при более конкретных обстоятельствах может стать причиной повышения удовлетворенности родителей, сказываясь позитивным образом на их личностях. Когда ребенок растет с сестрами и (или) братьями, то они одновременно учатся таким важным элементам жизни, как взаимопомощь, обучаемость (он сам учится чему-то у них либо учит тех, кто младше него), приходит осознание насколько сотрудничество выгоднее соперничества и ссор, приходит понимание того, что есть не только «я», а есть еще и «мы», необходимость деления – как игрушками, так и любовью родителей. В семье, где несколько детей, они растут вместе и учатся не быть эгоистами по жизни.
Это влияние на воспитание и развитие конечно положительно, но не стол значительно, чтоб однозначно утверждать о том, что дети. Которые одни в своих семьях, значительным образом отстают в социальном развитии от сверстников из семей с несколькими детьми. Ведь большая семья также сталкивается и с некоторыми конфликтными ситуациями, которые никогда не встают в семьях с одним ребенком. И не всегда родителям удается вместе с детьми найти правильное решение такой проблемы. В первую очередь, это ревность, которая обязательно существует между братьями и сестрами. Просто большинство умеет ее преодолевать и находить методы урегулирования отношений - как с родителями, так и братьями и сестрами. Не всегда это проходит безболезненно (в моральном плане) и иногда для этого необходимо, чтоб прошло определенное время.
Подобные проблемы чаще всего возникают в семьях, где родители склонны сравнивать детей между собой, выделяя одного как наиболее умного (милого, лучшего и т.п.). Часто в детских ссорах родители делают виноватым старшего ребенка, считая, что он должен проявлять разумность. В случаях, когда ребенка постоянно сравнивают с братом и сестрой, причем сравнение одинаково не в его пользу, а тем более валят на него вину за все происшествия, то в нем может зародиться и развиться чувство несправедливости, и даже гнева, направленного на того, кто конкретно к нему относится таким образом.
Бывает. Что родители считают, что поводов для ревности не будет, если детям давать одинаковое количество сладостей, подарков, игрушек…Но подарки и другие вещи – выступают всего лишь поводом для зависти, а не причиной ее возникновения. Гораздо важнее проявлять такую же справедливость в вопросах похвал и симпатий по отношению ко всем детям. Это касается и вопросов наказания, если наказывать – то всех виноватых одинаково. Нужно также не стараться подчеркивать положение ребенка в семье (старший или младший), так как это также может стать причиной целого ряда проблем. Естественно, что старшему ребенку необходимо доверять больше обязанностей, но вместе с тем нужно не забывать о похвалах и признании его авторитета.
Важно следить за тем, чтобы обязанности не приносили ущерб интересам ребенка и были ему под силу. Старший ребенок может таить обиду на младшего за то, что должен носиться с ним, а если остается с ним наедине – может даже осознанно обижать младшего. В отместку старшему брату или сестре, младшие тогда начинают больше жаловаться родителям на старших детей – практически по каждому пустячному случаю.
В подобных ситуациях родителям необходимо проявлять дипломатичность. Необходимо объяснить детям, что те моменты, которые им кажутся невыгодными в связи с существованием сестры или брата, вполне можно компенсировать выгодами от их наличия, акцентировать внимание на таких выгодах. Очень плохо, когда детские ссоры перерастают в гораздо большие конфликты между родителями, сопровождающиеся упреками друг друга в неумении правильно воспитывать детей и снисхождении по отношению к одному из детей. Это чревато возникновением враждебных группировок внутри одной семьи, ведь обвинение одного человека другим в том, что он очень плохо что-то делает, это прямой путь к вызову чувства и обиды, и как результат – резкой ответной реакции. Ничем хорошим это обычно не заканчивается. Наилучшим образцом хорошего отношения между детьми в одной семье являются их родители, живущие в мире и согласии. Отношения внутри семьи учат детей к правильному сосуществованию, к проявлению дружбы, сотрудничества и любви.
Бабушки и дедушки, а также их роль в процессе воспитания детей
Семья включает не только детей и их родителей. Значительную роль в жизни семьи играют также бабушки и дедушки, а зачастую и другие родственники. И совершенно не важно, живут они вместе с Вами или отдельно, влияние их на ребенка значительно.
В первую очередь необходимо отметить ту существенную помощь, которую оказывают в процессе ухода за ребенком его бабушки и дедушки. Именно бабушки и дедушки сидят с детьми, пока родители заняты зарабатыванием денег, они не спят ночами, когда ребенок болеет, и когда родители хотят развеяться – сходить в кино или гости. Таким образом они облегчают труд родителей, а также помогают им снять физическое или психологическое напряжение. Дедушки с бабушками также способны расширить кругозор ребенка, так как при их помощи перед ребенком открываются новые горизонты общения.
Дедушки и бабушки умеют делится с внуками своим эмоциональным богатством, на что часто родителям просто не хватает времени, а в некоторых вопросах – просто незрелость. Известно, что между дедушками с бабушками и внуками есть тайная связь: к примеру, та же самая сказка, рассказанная дедушкой, будет намного интереснее, чем если ее расскажет ребенку отец. Важность в жизни ребенка этих людей объясняется еще и тем, что бабушки и дедушки практически ничего не требуют от ребенка, никогда на ругают, и тем более, не наказывают его. Поэтому роль этих людей в процессе воспитания ребенка просто неоспорима и очень важна. Хотя, она не всегда может быть исключительно положительной.
Часто получается так, что излишняя снисходительность и внимание со стороны бабушек и дедушек, исполнение всех его желаний и просто задаривание ребенка подарками просто портит ребенка. Но есть и другие «подводные камни» в отношениях бабушек и дедушек с внуками. Разрешая детям делать то, что запрещают родители, бабушки (или дедушки) просто подрывают родительский авторитет в глазах ребенка. Известны случаи, когда бабушка просто заслонила своей опекой роль матери в жизни ребенка. Нередки случаи, когда бабушки и дедушки просто требуют полного их посвящения в семейные дела, связанные с ребенком. Проблема здесь в том, что бабушки и дедушки могут оказывать на ребенка решающее влияние, хотя ответственность за данного человека лежит уже не на них, а на его родителях. И если вдруг что-то в итоге получается не так, как они ожидали, они первыми обвиняют в этом родителей.
Проблемы, связанные с влиянием на воспитание ребенка бабушек и дедушек, зависят от близости отношений родителей с ними (живут они вместе либо отдельно), от периода жизни семьи (наиболее ответственный – период приспособления друг к другу), от факта, чьи это родители (мужа или жены) и от других обстоятельств. Для родителей и бабушек с дедушками наиболее приемлемыми считаются отношения по принципу «близких отношений на определенном расстоянии»: семьи живут отдельно, но по мере возможного помогают друг другу.
Как бы там ни было, умение совместно существовать представителям различных поколений – отличная школа личной зрелости для каждого человека. Иногда она жестокая и суровая, реже трагическая, а иногда – радостная и способная обогатить взаимоотношения ближайших родственников. Именно в подобных отношениях люди учатся уважать и любить друг друга, проявлять терпение и взаимопонимание. Семьи, которые сами в свое время удачно преодолели этот возрастной барьер отношений, способны и своим детям дать много ценностей, помогающих в нравственном, эмоциональном и общественном развитии.
Семья в современной интерпретации
Каждая семья как общественно-социальная единица на пути своего развития преодолевает различные моменты, в числе которых не исключены кризисные. Бывают случаи, когда трудности в воспитании ребенка являются прямым отражением семейных проблем и свидетельствуют о нарушениях нормальных внутрисемейных отношений. Для того, чтобы помочь данному ребенку, в первую очередь необходимо решить проблемы и помочь семье в целом.
Сегодняшние семьи значительно отличаются от семей прошлых времен. Актуальны сегодня вопросы ранимости и шаткости семьи как общественного института, так как много семей сегодня распадаются, а среди тех семей, которые все-таки выдерживают испытание, наблюдаются постоянные конфликты и кризисные ситуации. Их влияние на ребенка сложно переоценить, особенно в случаях, когда уберечь ребенка от постоянных ссор и обид не удается. Распространено мнение, что семья изжила себя и требует некой замены.
Кризисные ситуации и проблемы способны также и укрепит настоящую семью, в которой царит любовь и понимание. А проблемы и переживания, связанные с изменениями в жизни семьи или в обществе в целом, обуславливает возрастание ее значения. Никто практически не сомневается, что именно семья является максимально комфортной средой, в которой нужно воспитывать ребенка, не говоря уже, что большинство взрослых воспринимают собственную семью как надежное «пристанище», в которой можно позволить себе расслабиться и отдохнуть эмоционально. Гораздо продуктивнее направлять силы на помощь в решении проблем семьи – социальных, экономических или личных, чем попросту рассуждать об устарелости данного социального института.
Нельзя упускать из виду и тот нравственный ущерб, который наносится ребенку постоянным наличием ситуаций, сопровождающихся ссорами и упреками, грубостью со стороны родителей. И даже для детей не всегда хорошо, когда имея подобные отношения, родители исключительно ради ребенка продолжают жить вместе. Вполне разумным вариантом решения подобной проблемы может стать развод родителей, с предварительной договоренностью о нормальном контактировании обоих родителей с ребенком. И на ребенка такое решение также может оказать благотворное влияние – он станет намного спокойнее. После подобного решения перед уже неполной семьей встают уже более гораздо сложные вопросы в воспитании ребенка. Однако если для ребенка созданы более спокойные условия и удовлетворяются элементарные эмоциональные потребности, то и такая семья вполне может стать основой счастливого детства и стать образцом выполнения родителями их обязанностей. Это непременно пригодится и ребенку в будущей жизни.
Сегодня проблемы, вставшие перед родителями, в вопросах воспитания, намного усложнились. Это объясняется наличием изменений практически во всех отраслях повседневной жизни. С течением относительно короткого времени (всего лишь одного поколения) практически полностью изменился общественный уклад и образ жизни большинства людей. Раньше дети были основательно подготовлены к вступлению в большую жизнь, с которой сами родители были неплохо знакомы, а сегодня приходится подготавливать ребенка к жизни, которой даже сами родители окончательно не знают. Сегодня уже не является достаточным обеспечить ребенка готовыми знаниями, через определенное время они просто могут ему не понадобится, и даже навыки ребенка навряд ли смогут его выручить, ведь не исключено коренное изменение образа жизни в целом. Послушание тоже навряд ли поможет ребенку в изменчивой социальной среде.
Оптимальным вариантом остается разве что с самого детства научить ребенка максимальной самостоятельности, а также обширному творческому мышлению. Это поможет ему в будущем находить неординарные решения в нестандартных ситуациях. Также важно ребенка научить критическому отношению и терпимости к чужим взглядам, проявлять терпимость к мнению собеседника или просто другого человека. Важна также принципиальность, определенная требовательность к себе.
Сегодня процесс воспитания ребенка – это нечто большее, чем просто передача ему готовых навыков и знаний, а также обучение определенному поведению. Современное воспитание – это постоянный диалог между ребенком и его воспитателем, призванный научить ребенка максимальной самостоятельности в принятии определенных решений. Это в будущем поможет ребенку стать полноценным членом общества и чувствовать себя в социуме комфортно, наполняя его жизнь определенным смыслом.