Воспитание малышей и дошкольников
Эти удивительные слова
Вероятно, самые разительные перемены на четвертом году связаны с речевыми способностями малыша. Теперь его речь уже не будет состоять исключительно из одних ярлыков к вещам, которые он может видеть, осязать или обонять. Язык его станет богаче и сложнее. На протяжении этого года он выучит массу новых слов, включая и абстрактные понятия. Ваш дошкольник узнает:
* свое полное имя;
* смысловые оттенки названий (не просто дог, а далматинский дог; не гора, а холм; не гора, а скала или утес);
* слова, называющие всевозможные состояния (радость, горе, печаль, боль, разочарование, счастье, усталость, страх или так далее) или слова, выражающие разные моральные категории (отвага, мужество, честь, достоинство, измена, предательство);
* глаголы, которые помогут ему выражать свои мысли несложными фразами;
* служебные слова — всевозможные предлоги, выражающие направление движения или местоположение;
* имена прилагательные, позволяющие дать детальное описание формы, цвета и других параметров.
Разумеется, в три года малыш еще будет испытывать трудности с произношением, а также с правильным выбором слов для связки в предложении. Вы не должны постоянно одергивать ребенка, мешая ему выразить свои мысли. Вполне достаточно, если сами вы будете произносить слова грамотно.
Ваш трехгодовалый собеседник
В три года малыш уже настолько усовершенствовал свои речевые навыки, память и внимание, что способен быть недурным собеседником. Чем больше между вами бесед, тем лучше. Вы должны как можно тщательнее следить за собственной речью, чтобы малыш имел достойный пример для подражания. Одергивать или высмеивать его не следует. Слушая вас, он постепенно научится говорить правильно.
С трехгодовалым малышом можно болтать чуть ли не обо всем. Вам не придется больше ограничивать себя одними лишь событиями настоящего времени. Малыш уже способен понимать смысл как будущего времени, так и прошедшего. Он знает, что наряду с реальными событиями существуют мысли или идеи.
Малыш остро нуждается в беседах с вами, и это должны быть настоящие беседы. Если вы станете лишь снисходительно кивать и похмыкивать в ответ на лихорадочный поток слов вашего малыша, он может заподозрить, что вы не слушаете его. И хотя ему придется проглотить свое разочарование, горький осадок может сохраниться надолго. Слушайте внимательно своего малыша и старайтесь делать конкретные замечания по поводу его рассуждений.
«Почемучка»
Вам не требуется никаких усилий для того, чтобы завязать разговор. Все, что от вас нужно, это давать ответы на бесконечные расспросы малыша. В начале этого года вопросы малыша будут касаться самих слов: «Что значит, мамочка?» Он словно стремится получить подтверждение уже известным ему названиям объектов и узнать как можно больше новых, приставая к вам с вопросами «что это?» или «кто это?». Ближе к концу года вопросы малыша будут уже относиться к разным явлениям или законам окружающего мира. Бесконечные «почему?» так и посыпятся из вашего дошкольника:
Почему солнце на небе?
Почему небо голубое?
Почему вода мокрая?
Почему собака не говорит?
Почему у папы пенис?
Почему мамочка зовется мамочкой?
Почему бабушка живет далеко?
Не пытайтесь изображать, что вам известны ответы на любые вопросы. Не менее важно показать малышу то, как можно найти эти ответы. Если ответ вам неизвестен, не стыдитесь произнести: «Я не знаю, но давай мы с тобой поищем ответ». Затем обратитесь к книгам, к энциклопедиям, посовещайтесь с домашними, в ближайшей библиотеке или еще с кем-то знающим. Если у вас нет необходимой литературы, постарайтесь приобрести ее или взять в библиотеке. Поиск ответа может развлечь вас обоих. Что касается малыша, то для него это незаменимая практика перед школой.