Малыши и дошкольники
Друзья по играм и встречи с ними
Пришло время заводить друзей. В год или два у вашего малыша могли быть контакты с другими детьми на игровой площадке или в детсадовской группе; возможно, у вас даже сохранились кое-какие прежние знакомства с детьми и их родителями. Однако до трехлетнего возраста малыши не слишком жаждут контактов, каждый из них еще слишком погружен в себя. На игровой площадке и в детсаду малыши играют не вместе, а лишь рядом.
Но в три или в четыре года малыши начинают интересоваться своими соседями и понемногу включаются в общую игру. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей — детей и взрослых — могут быть свои, особенные и очень разные желания и чувства, часто несовпадающие с тем, что желает и хочет он сам. Ребенок делается терпимее к другим.
Важно и то, что раньше, в год или два, недостаточное развитие речевых способностей препятствовало общению и взаимопониманию малышей. Теперь же, в три года, если им предоставляется возможность побыть вместе, они будут без устали общаться друг с другом, забывая о присутствии взрослых. Понаблюдайте за своим трехгодовалым малышом: с каким удовольствием он болтает с другими детьми, делится с ними своими знаниями, предлагает им новые игры, раздает приказания и ищет у них ответа на разные вопросы. Порой у него возникает желание заняться чем-то своим, но он уже существо социальное и не может обойтись без дружеского общения.
Умеем ли мы прилично вести себя в компании?
Если ваш малыш уже давно играет с соседскими детьми, он довольно легко может расширить круг знакомых. Но даже если он не слишком привык к мельканию возле себя сверстников, теперь он должен заинтересоваться ими.
Независимо от того, давно или недавно начал ребенок проводить время рядом с другими детьми, он еще, вероятно, плохо усвоил правила корректного поведения. Находясь в компании, он должен уметь:
соблюдать очередность;
делиться;
разрешать конфликты без кулаков, пинков, царапанья и других насильственных действий.
Поощряя малыша делиться и соблюдать очередность, постарайтесь не требовать от него мгновенного решения, дайте ему некоторое время (в разумных пределах, разумеется) для обдумывания и самоконтроля. У него должно сохраниться ощущение, что он не просто подчинился вашему приказу, но добровольно уступил какую-то игрушку товарищу по играм. Вы можете сказать ему примерно следующее: Хорошо, поиграй еще несколько минут, а затем передай это Руану, потому что он тоже хочет поиграть с этим. Вы, вероятно, будете удивлены, но через пару минут ваш малыш, скорее всего, передаст игрушку своему соседу.
Если вы дали своему малышу шанс проявить себя с лучшей стороны, а он не желает воспользоваться им и явно жадничает, вам придется проявить настойчивость и добиться того, чтобы он уступил игрушку. Вы можете привлечь его внимание другой вещью (предложить ему награду за его готовность к сотрудничеству, см. главу 10 о навыках социального общения).
Три года — великолепный возраст для знакомства с моделью поведения в обществе. Ваш ребенок теперь явно заинтересован в других детях. Он хочет знать, что они делают и как, о,чем думают, и так далее. Поэтому для него важно понять с помощью каких приемов он может добиться их доверия и одобрения.
Трехгодовалые малыши имеют уже развитые чувства справедливости, красоты и понимают, каким должно быть правильное поведение. Если ваш малыш не желает быть хорошим, если он, к примеру, отнимает у других малышей игрушки и лакомства, разрушает их замки из кубиков или рвет их рисунки, — дети могут объединиться против него и даже обойтись с ним достаточно жестоко. Вам будет тяжело наблюдать эту сцену. Прежде чем бросаться на подмогу своему ребенку, подумайте, что в его поведении могло так рассердить других детей, и постарайтесь выяснить это. Если вы придете к выводу, что его поведение было недопустимым, объяснитесь с ним и подскажите ему мирные пути разрешения споров.
Корректируя поведение малыша, удержитесь от проявлений гнева и нетерпимости. Малыш должен быть уверен в вашей любви к нему. Попытайтесь объяснить ему, что вы стремитесь научить его ладить с другими детьми, что эгоизм и насильственные вспышки помешают ему обрести друзей.
Каждый имеет право на свои чувства
В целях выработки у малыша социальной модели поведения попробуйте развить в нем понимание чувств других людей. Это становится возможным по мере того, как малыш начинает лучше понимать собственные чувства и учится узнавать их у других. Начинайте со следующего:
поощряйте малыша к тому, чтобы он делился с вами своими переживаниями;
спрашивайте его мнение по поводу стремлений и переживаний героев книг, фильмов и телешоу;
делитесь с малышом собственными чувствами.
Когда вы видите, что его друг по играм опечален или рассержен, напомните своему ребенку, что и он сам бывает подвержен подобным состояниям. С помощью таких примеров он постепенно начнет понимать, что его собственные чувства не слишком отличаются от тех, что испытывают другие, и сможет проникнуться состраданием к этим другим.
Ваш малыш должен усвоить, что если он не хочет быть побитым другими ребятишками, то и сам не должен бить их. Точно так же, если он не хочет, чтобы у него отнимали игрушки, то и сам не должен отнимать их у других. Если он хочет, чтобы другие делились с ним своими игрушками, то и сам должен делиться с ними.
Даже после всех ваших разъяснений, малыш очень часто может чуть ли не полностью забывать о чувствах других людей. Постоянно напоминая ему об их существовании, вы постепенно воспитаете в нем способность к состраданию, поможете ему освободиться из тисков черствости и эгоизма. А когда ваш ребенок окончательно усвоит ту истину, что другие люди тоже имеют право на обиду, раздражение и так далее, вы можете преподать ему главное Золотое Правило: Поступай с другими так же, как ты ждешь, чтобы они поступали с тобой.
Предоставьте малышу шанс обрести друзей
Дошкольники заводят дружбу быстро и часто. Для трехлетки друг — это всякий, кто проявил охоту поиграть с ним в данный момент. Это может быть кто-то, кого он видит ежедневно по соседству или в детсаду. Но это может быть также и кто-то, с кем он поиграл лишь однажды в парке или детском музее. (Даже если он уже никогда не увидит этого ребенка снова, вспоминая о нем, он может называть его мой друг.) Друзьями вашего дошкольника могут быть как мальчики, так и девочки, поскольку тот или иной пол не является преимуществом при отборе друзей.
Трехлетка быстро завязывает дружбы, но все они недолговечны; он с легкостью меняет друзей каждый месяц (или даже каждую неделю).
Дружба, несмотря на всю ее скоротечность, весьма важна для трехгодовалого малыша. Изоляция в столь раннем возрасте — будь она связана с эгоизмом ребенка, с невниманием его родителей к этому вопросу или с тем, что другие дети отвергают его, — болезненна не только в настоящем, но и является предпосылкой для возникновения проблем в будущем. Поэтому поощряйте малыша к дружбе. Поскольку трехлетки завязывают знакомства молниеносно, от вас требуется только одно — приводить своего ребенка в такие места, где он может встретить своих ровесников.
Что за люди живут с вами по соседству?
Дружить с теми, кто живет рядом, очень удобно. Чтобы нанести видит, не нужно брать машину, а можно просто прогуляться пешком. Если не нужно пересекать улицу, малыши могут с легкостью общаться и без помощи взрослых.
Поэтому если по соседству с вами живут другие ребятишки, постарайтесь подружиться с ними. Хорошо, если это будут трех-или четырехгодовалые дети. Начните с того, что познакомьтесь с их родителями.
Готов ли ваш малыш к выходу?
Некоторые дошкольники, постоянно воспитывавшиеся в домашних условиях (родителями, нянями, и бабушками) с трудом приспосабливаются к обстановке в детском саду. Прежде всего их тяготит многочасовая разлука с домашними. Кроме того, малыши стесняются чужих взрослых, которые начинают кормить их, помогать им в туалете и с переменой испорченных штанишек. Поэтому прежде, чем вести малыша впервые в детский сад, задайте себе следующие вопросы:
Может ли он выдержать без вас больше минуты?
Не слишком ли он застенчив?
Может ли он свободно говорить с другими взрослыми или нуждается в том, чтобы вы переводили его речь?
Проявляет ли он интерес к другим детям и тому, что они делают в парке, библиотеке и так далее?
Ответив себе на эти вопросы, вы поймете, готов ли ваш ребенок к радикальной смене обстановки.
Расставаясь со своим ребенком
Момент расставания часто бывает очень трудным. Ваш трехлетка может начать шуметь и вопить, хотя, возможно, он способен с головой уйти в игру сразу после вашего ухода. Поэтому постарайтесь придавать не слишком много значения его слезам, по крайней мере, не меняйте свои планы и не отказывайтесь от ухода. Раз пришло время расставания, нежно попрощайтесь с малышом и исчезайте.
Перед уходом дайте малышу точно знать время своего возвращения.
Возьмите себе за правило забирать ребенка в то время, на которое вы с ним договорились или чуть раньше, по крайней мере в первые несколько недель. Если он будет ждать и высматривать вас, а вы будете задерживаться, он может поддаться панике. Проявите интерес и расспросите его о том, чем он занимался без вас. В ответ поделитесь с ним, чем вы занимались в течение дня. Рассказывайте о них как можно скучнее, пусть ребенок не думает, что пропустил что-то интересное, оказавшись без вас.