Малыши и дошкольники
Физическое развитие
В течение всего этого года физическое развитие малыша будет расти крупными скачками. А ведь совсем недавно, устремившись к вам, он зарывался носом в пол, если вы, конечно, не успевали вовремя подхватить его. К своему второму дню рождения малыш стал держаться более твердо. А когда второй год миновал, его походка, которая была столь же напряженной, как у Франкенштейна, внезапно приобрела эластичность. На середине своего третьего года малыш уже хорошо сгибает колени и лодыжки при ходьбе и размахивает руками, а не вытягивает их беспомощно вперед и в стороны в поисках равновесия. Более того, теперь он умеет ходить на цыпочках, а возможно, и задом наперед почти так же хорошо, как вперед.
Расхаживая или бегая, малыш, несомненно, чувствует себя на ногах достаточно твердо. Вероятно, он уже может оглянуться на ходу, не потеряв равновесия и не приземлившись на пол. Он может остановиться на бегу и резко поменять направление своего движения, не зарьшаясь в пол (по крайней мере в большинстве раз). И на третьем году ваш малыш впервые начнет подпрыгивать!
Развив равновесие, малыш сможет какой-то промежуток времени выдерживать вес своего тела на одной ноге. А это означает, что он вскоре сможет далеко поддавать мяч ногой, а не просто катить его перед собой, слегка подталкивая.
Успехи ожидаются также в координации зрительной и двигательной функций. Малыш сможет лучше ловить большой мяч и правильно доносить ложку до рта, а кроме того, более ловко переворачивать страницы книги.
Но самым замечательным достижением станет поворачивание запястья. Это означает, что теперь малыш сможет снимать крышки с кастрюль и возвращать обратно. Более того, теперь он сможет самостоятельно надевать ботиночки, если они не слишком тесные. Весь третий год малыш будет с удовольствием упражняться во вновь приобретенных навыках. Его будет распирать от гордости за свою ловкость и независимость.
Время игр
Чтобы лучше развить координацию зрения и осязания, предложите малышу повозиться с разным рабочим инструментом (преимущественно игрушечным). Ему нужно много практиковаться для приобретения необходимых навыков. (Полезную информацию об игрушках, которые развивают координацию рук и зрения, вы найдете в главе 13). Не давайте малышу слишком легких инструментов, чтобы не дать ему повода легкомысленно отнестись к заданию. Преодоление препятствий — это фундаментальный принцип любого развития и роста.
Убедитесь, что инструменты не слишком тяжелы для малыша и что он в состоянии сообразить, как им пользоваться. Непосильное задание может вызвать у него пораженческие настроения и расхолодить его страсть к обучению.
Опасная зона: под властью эмоций
Почему про них так говорят: Эти ужасные двухлетки? Возможно, это проистекает из их манеры выражать свои эмоции, которые слишком сильны и непосредственны в этом возрасте. Большинство малышей не стесняются в их проявлении. Когда им хорошо, они могут тереться о ваши руки, льнуть к вам, улыбаться, хихикать и фыркать от смеха и даже произнести мелодичным голоском: Я люблю тебя. Если же они чувствуют одиночество или печаль, их личики искажают болезненные гримасы, слезы льют из их глаз, и они отчаянно ищут вашего утешения и компании. Но стоит малышу ощутить гнев или усталость, он начинает громко вскрикивать, биться и колотиться, словно взбесившееся животное.
И вы не единственный, кто будет страдать от диких вспышек вашего малыша. Весь третий год эмоции будут властвовать над ним и рваться из него. Малыш и сам смущен происходящим. У него еще не хватает слов, чтобы описать силу переполнивших его страхов и переживаний. Он понимает только одно: он не в состоянии сам управлять ими. Они накатывают на него сверху лавиной и захватывают все его существо.
Он может назвать основные состояния: печаль, радость, бешенство. Но ему не под силу выразить дополнительные оттенки чувств: испуг, стыд, виноватость, ревность, великодушие, осмотрительность, воодушевление, замешательство, сожаление, разочарование и оживление.
Где спасение от эмоций?
Малышу нужна ваша помощь, чтобы управлять собственными эмоциями. Прежде всего ему нужно найти слова, чтобы выразить свои переживания. Его состояния страха или уныния хорошо узнаваемы, и вы можете попытаться рассеять их шуткой, улыбкой или лакомством. Или предложите ему свое дружеское объятие и доброе слово, произнесенное нежным голосом. Постарайтесь быть внимательны к малышу весь этот год.
Не пытайтесь отрицать страхи малыша даже из самых лучших намерений, стараясь внушить ему храбрость или бодрость. Избегайте в своем словаре таких фраз, как:
Ты ведь не испугался этого голубя, не так ли?
Перестань хмуриться!
Тебе абсолютно незачем ревновать.
У тебя нет никаких причин быть сердитым.
Встряхнись, с тобой же ничего не случилось.
Двухгодовалый малыш постоянно размышляет над этими чувствами, стараясь понять, что они значат для него. Вы сделаете ему еще больнее, если станете отрицать их существование или говорить, что для них нет оснований. Детям знакомы печаль, ярость, ревность и обида. Подумайте о том, как реагируете на подобные чувства вы сами. Разве вам не знакомо состояние непонятной тревоги? Конечно, да. Тогда зачем отрицать способность малыша ощущать то же самое?
Самое страшное — это сам страх
Весь этот год воображение малыша будет оказывать ему плохую услугу, развиваясь в сторону драматизма. Увеличение способности к фантазированию может вызвать не просто отдельные вспышки эмоций, но и достаточно устойчивые состояния страха. Самыми распространенными у двухгодовалых малышей являются страхи:
темноты;
разлуки с вами (все еще очень существенные);
шумов, в особенности грома;
животных, особенно больших собак и насекомых;
чудовищ (которые любят появляться во сне).
расскажи мне о том, чего ты боишься
Если вы хотите помочь малышу справиться с его страхами, запомните главное правило: страх реален. Неважно, рациональный он, иррациональный или хорошо придуманный. Раз малыш ощущает этот страх, значит он реален. Поэтому спорить с малышом бесполезно. Никогда не преуменьшайте его страхов: ваш малыш не какой-нибудь трусишка или крикливый младенец.
Запомните: избавление малыша от его страхов — задача не из легких. Попытайтесь разговорить малыша. Помогите ему найти слова для его невысказанного вопроса. Но будьте очень осторожны. Не занимайтесь перечислением разных страхов, возможно, еще неизвестных малышу. Пусть он продолжает не знать их. Зачем усугублять ситуацию? Если вы спросите его, например, боится ли он темноты, он может начать бояться ее. Малыш может кивнуть в ответ на любое ваше предположение, и получится, что вы будете загонять страхи в его сознание. Вместо этого прибегайте к обобщенным формулировкам:
Ты напуган?
Что напугало тебя?
Ты боишься, что может случиться что-то неприятное?
Пытаясь разговорить малыша, призовите на помощь собственный ранний опыт. Вспомните собственные детские страхи и то, как вы расправлялись с ними. Если вам это трудно, призовите на помощь родителей, пусть они расскажут своим внукам, что пугало их маму или папу, когда они были маленькими, и как они избавлялись от своих страхов. Малышу будет приятно узнать, что бояться может каждый, включая и вас.
Если страх еще не полностью парализовал малыша, помогите ему начать борьбу с ним в спокойной надежной обстановке, малыш боится воды? Продемонстрируйте ему, как любит плавать и плескаться мама. Если ему это покажется забавным, предложите ему тоже повозиться в воде, пообещав, что будете очень крепко держать его, чтобы с ним ничего не случилось. Возможно, он боится темноты? Усадите его к себе на колени в темной комнате и прислушайтесь вместе к разным шорохам. Дождитесь того момента, когда глаза привыкнут к темноте и вы оба станете различать привычные предметы.
Бум-бум! И большой злой волк
Некоторые страхи требуют особенных решений. В конце концов, малыш не может избежать случайного раската грома, расставания с вами или наступления темноты ночью. Мы уже рассказывали, как справляться с ночными страхами малыша в главе 4, а о его страхах расставания с вами в главе 6.
Если малыш, например, боится грома, тут есть две возможности: отвлечь внимание от грома и сфокусировать внимание на нем:
отвлечь малыша можно собственным громким пением или включив магнитофон;
второй вариант — это включить гром в свои игры с малышом. Вы можете призывать гром и отвечать на него собственным грохотом. Или подгоняйте под него свои игровые раунды (например, успеть разгадать головоломку или допеть песенку до следующего раската грома).
Что касается разных чудовищ, то тут тоже действуют две стратегии.
Некоторые родители отказываются признавать существование чудовищ. Они не предлагают малышу никакой защиты, поскольку предложить ее означало бы признать существование монстров не только в кино и сказках, но и где-то в реальности. Таким образом они прогоняют чудовищ в царство вымысла. Малышу остается только поверить, что бояться ему нечего.
Еще одна возможность попробовать обратиться к магии, если вас это, конечно, не смущает. Предложите малышу амулет с магическим заклинанием. Можете также сказать, что отлично умеете справляться с монстрами и не позволите им приблизиться к малышу.
Помогая малышу в преодолении его страхов, внушайте ему, что это лишь уступка с вашей стороны. В действительно бояться ему нечего; однако вы видите, что он напуган, знаете, что это может случиться со всяким, и что это состояние далеко от смешного. Не давайте ему повода усомниться в вас, вы абсолютно недосягаемы для страхов, терзающих вашего малыша.