Малыши и дошкольники
Фобии — навязчивые страхи
Если ваш малыш и с вашей помощь не смог преодолеть своих страхов, они грозят перерасти в фобии — более могущественные и всепроникающие состояния. Фобии могут терзать малыша, даже когда предмет страха не находится в непосредственной близости. Реальный или воображаемый страх способен нагнетаться сам по себе в отсутствии предмета страха.
Фобии невозможно преодолеть доводами рассудка. Поставив малыша, боящегося змей, в ситуацию с безвредными змеями (ужами), его можно сломить окончательно.
Если у ребенка возникла фобия, вам предстоит докопаться до стресса, вызвавшего такое состояние. Внимательно следите за симптомами, которые снова будут проявляться в цепляний за вас, застенчивости в незнакомой ситуации и раболепстве, связанном с боязнью обидеть вас своим плохим поведением. Если вам удалось выяснить источник предшествовавшей тревоги или стресса, постарайтесь его нейтрализовать. В некоторых ситуация может оказаться, что малышу нужно лишь побольше вашего тепла и ласки, чтобы воспрянуть духом.
Расцвет разума
В два года малыш начинает неплохо запоминать полученные уроки. Ему становится понятнее, что такое прошлое благодаря тому, что он уже может зафиксировать в уме какие-то действия или события. Он привыкает улавливать связь между действием и его последствиями.
Таким образом, совершая что-то, он уже способен отчасти предугадать результат. Он еще будет повторять одну и ту же ошибку больше, чем один раз, однако из каждого повторения он будет извлекать урок, становясь все более ловким и осмотрительным.
Малыш учится анализировать не только связь между причиной и следствием, но и предметы по их общим признакам или различиям. В месяцы, предшествовавшие его второму дню рождения, малыш, разумеется, мог отсортировать мягкие игрушки, кубики, еду, или обувь. Но теперь, на третьем году, он значительно продвинулся в понимании различий предметов.
Если в начале этого года малыш мог различать предметы по названиям или их основному предназначению — например, он знал, что мяч это не кусок торта, — то ближе к концу года он уже различает их цвета, размеры, форму и более специфические функции. К своему третьему дню рождения малыш отмечает, красный это мяч или зеленый, большой он или маленький, предназначен он для баскетбола или пинг-понга.
Все любопытнее и любопытнее
Двухгодовалый малыш отличается своим любопытством и стремлением снова и снова применять однажды полученные знания. Он испытывает жажду к новым знаниям и повсюду сует свой нос. Он засыплет вас бесконечными вопросами, хотя на многие из них ответ будет очевиден: Что это? или Где папа? Другие вопросы могут потребовать больше знаний, чувства юмора и поспешной реакции: Почему птички летают? или Почему у радуги столько цветов? Теперь, когда малыш знает, как много на этом свете всяких вещей, он хочет еще и знать, как они работают.
Любознательность малыша, его стремление анализировать и пользоваться полученными знаниями определяются чисто эгоистическими соображениями. Он хочет знать, какое отношение имеют к нему разные вещи, и какую выгоду он может извлечь из них. Примерно так же малыш относится и к текущим событиям.
Разумеется, уровень мышления двухгодовалого ребенка все еще ограничен. Например, он может запомнить порядок цифр или букв в алфавите, но почти весь третий год он не будет понимать, как можно воспользоваться этими знаниями.
Смутным останется и его представление о прошлом, настоящем и будущем. Возможно, только в три с половиной года он сможет более точно определять последовательность событий. Двухгодовалый человечек понимает разницу между днем и ночью; знает, возможно, что такое осень, зима, весна и лето. Но когда он говорит: Помнишь, как я упал вчера в магазине? — то может подразумевать событие неопределенной давности, а отнюдь не вчерашнее. То же относится и к понятию завтра. И хотя вы можете заставить малыша вызубрить названия чисел и дней месяца и недели, вряд ли они будут что-то значить для него.