Малыши и дошкольники
Игры во взрослых
На третьем году у малыша развивается также страсть к воображению и подражанию. Прежде были машинки и куклы. Теперь девочки могут примерять мамино платье и украшения, играть с миниатюрной кухонной утварью, столовыми и чайными сервизами, а мальчики возиться с игрушечными верстачками и копиями взрослых инструментов. К концу третьего года малыши даже могут иметь воображаемых друзей. Развлечение невидимых гостей — дело, требующее широкого полета фантазии, стартовой площадкой для которого были игры в куколок и с миниатюрными взрослыми аксессуарами.
Развитое воображение заставит малыша по-новому взглянуть на старые игрушки: катушка от туалетной бумаги станет рогом или телескопом, ваза или чашка превратятся в шляпу, а кольца для штор — в браслет. Все это говорит о возросшей творческой способности и сообразительности малыша.
Преодоление языкового барьера
Узнайте одну ужасную вещь о ваших двухгодовалых малышах: вам не удастся заставить их замолчать. Они будут тараторить непрестанно. Желая знать, насколько правильно и понятно он говорит, ребенок будет постоянно общаться с вами.
Словарь малыша вырастет очень заметно. Перед своим третьим днем рождения он будет знать уже не каких-то 200—300 слов, а более тысячи. Язык теперь будет находиться в фокусе его любопытства. Ему хочется так много знать! Он должен задать столько разных будоражащих вопросов и понять смысл ответа на них! Для этого ему необходимо постоянно заучивать новые слова.
В начале третьего года малыш относится к языку как к какому-нибудь материалу для игры. Язык для него словно глина или пластилин, из которых он лепит наобум разные формы, а потом гадает, что такое у него получилось. Он без конца произносит нараспев или врастяжку какие-то слова или отдельные звуки. Ему очень нравится это занятие.
Перед своим вторым днем рождения малыш только пробовал складывать по два-три слова, пытаясь передать какую-нибудь простенькую мысль. Но миновав двухлетний рубеж, малыш очень скоро начнет складывать фразы из трех, четырех и даже пяти слов.
Как помочь своему говоруну
Лучший способ помочь малышу в овладении языком — постоянно говорить с ним и слушать его. Теперь, когда он научился передавать какие-то мысли и впечатления, у вас с ним может завязаться недурная беседа. Используйте при этом ту же методику, что и с годовалым малышом. Не одергивайте и не поправляйте его непрестанно, однако сами отвечайте ему всегда грамотными взрослыми словами (за исключением, пожалуй, горстки занятных неологизмов, изобретенных малышом).
Теперь ваши беседы с малышом гораздо важнее, чем когда ему был всего год. Прежде вам было нужно лишь познакомить его со звучанием речи и внушить ему какое-то представление о том, как люди общаются между собой. Но теперь, когда малышу два года, на первый план выступает ваше с ним взаимопонимание. На протяжении этого года вы будете постепенно переходить от простых слов к простым и сложным предложениям.
В мире слов
Если вы хотите расширить словарь малыша и поощрить его к абстрактному мышлению, возьмите себе на заметку, что необходимо обсуждать особенности предметов. Раньше мы рекомендовали вам только называть предметы, используя имена существительные. Теперь пришло время активно вводить в лексикон малыша прилагательные: красный свитер, высокая башня, медлительная черепаха. Говорите о форме предметов: апельсин круглый, но есть еще нарисованные круги, мячи, кольца для режущихся зубов, отверстия и так далее. Обсуждая предметы, открывайте малышу связь между ними и сравнивайте их между собой:
по пространственным отношениям (над, под, впереди, сзади, внутри, снаружи);
по размеру (больше, меньше, выше, короче, худее, толще);
по очередности (до, после, первый, второй, третий, последний).
Играя на природном стремлении малыша расширить свой словарь и свое понимание внешнего мира, поощряйте его к анализу впечатлений, к сравнениям и выяснению взаимосвязей.
Самое главное, не превращайте обучение в нудную поденную работу. Внесите в уроки элемент забавного или смешного. Не стесняйтесь казаться смешным. Читая сказку, напевая песенку или показывая малышу красивые виды на прогулке, делайте глупые ошибки, чтобы посмотреть на реакцию малыша. Покажите на картинку с коровой и скажите: Смотри, утенок! Малыш с удовольствием поправит вас.
Читая любимую историю малыша или напевая его любимую песенку, делайте паузы, недоговаривая все слова, чтобы малыш мог сам восполнить пробел.
Когда малыш дополняет вас, не огорчайтесь, если он не воспроизведет текст слово в слово по книжке. Это даже лучше, если он сделает дополнение своими словами. Последнее говорит о том, что малыш умеет размышлять, а не просто заучивать слова как попугай. Поэтому, если дополнение малыша даже изменяет смысл текста, не одергивайте его менторским тоном, возвращая к скучной канве истории, но поаплодируйте его находчивости и изобретательности.