Малыши и дошкольники
Координация рук и зрения
Малыша могут привести в восторг самые простые игрушки — кубики, формочки, шарики — когда он откроет, что его руки могут строить и разрушать, прятать один предмет в другой и так далее.
К 15 месяцам малыш сможет выстроить башню из трех-четырех кубиков или цепочку из пяти-шести. Приобретите кубики разных размеров, потому что они предоставляют больше возможностей для игры.
Формочки, убирающиеся одна в другую, хорошо развивают ловкость рук. Но ничуть не хуже и формочки одинакового размера, из которых малыши строят башенки.
Малыш может развлекать себя, заполняя и опустошая разные емкости: формочки, пластиковые бутылочки, чашечки, пакетики и так далее. Он будет экспериментировать с разными веществами — водой, песком, снегом — внимательно наблюдая, как они наливаются и выливаются, насыпаются и высыпаются. Он может задействовать под эти опыты ванную, детский бассейн, песочницу или облюбовать большую жестянку с сухим рисом.
Деревянные (или пластиковые) головоломки, из которых требуется составить единую картинку, чрезвычайно полезны для координации зрения и осязания. Прежде всего, выбирайте головоломки с пометками на каждом фрагменте, чтобы малышу было легче выбирать и соединять. Малыш не только разовьет ловкость рук, но и научится понимать и оценивать различия в форме.
Не отлучайтесь далеко, когда малыш трудится над головоломкой. Возможно, ему потребуется, чтобы вы объяснили сам принцип стыковки фрагментов, или вы захотите отсортировать нужные кусочки, ограничив тем самым выбор малыша и избавив его от непосильного напряжения и досады. Даже если малыш будет стремится решить загадку сам, ему наверняка поможет ваше присутствие и ободрение.
Ближе к своему второму дню рождения малыш уже в состоянии стыковать предметы, вставляя свободный конец в разъем. При этом помимо координации зрения и осязания он еще учится вращать запястьем.
Малыш начал сортировать предметы по их признакам. Ничего, что он иногда ошибается, особенно с разной мелочью, на второй половине своего второго года. По крайней мере, он сумеет отделить все свои шарики от мягких игрушек, и даже всех коровок от свинок на своей игрушечной ферме.
Хотя такой малыш вряд ли еще сумеет ловить, нельзя сказать, что у него полностью отсутствуют способности для игры в мяч. Получив от вас большой мягкий мяч (в пол-размера пляжного мяча или даже сам пляжный мяч), малыш начнет пинать его, катать, а если вы толкнете мяч к нему, он попытается схватить его руками. Большой воздушный шарик тоже может сойти за мяч, тому же невесомый, который не отобьет ножки малыша. Он может долго держать его в воздухе, подскакивая и переступая на цыпочках, ударяя по шарику снизу вверх. Абсолютно безопасным мячом может стать картонная катушка от бумажных полотенец, с которой удобно играть как во дворе, так и дома.
Сила искусства
Даже годовалый малыш получает удовлетворение от занятий искусством и любования плодами своего труда. Вы можете поощрить артистические склонности малыша, купив ему необходимые принадлежности:
Весь второй год малыш будет с радостью упражняться с цветными карандашами и мелками. В начале этого года ему удобнее обращаться с толстыми карандашами и мелками для тротуара. Но к концу года он уже приспособится к карандашам меньшего размера, мелкам для классной доски и пастели.
Если ему дать акварель, малыш охотно будет рисовать пальцами, пренебрегая заботой о чистоте рук. Так ему легче ощутить свою причастность к искусству. Где-то в середине второго года вы можете вручить ему толстую кисть и ведерко с водой, чтобы он попробовал рисовать на тротуаре. Это упражнение позволит его пальчикам почувствовать кисть и привыкнуть к ней.
Лепка хорошо развивает осязательные способности. Вы можете найти для малыша природную глину или купить ему пластилин, он позволяет почувствовать не только форму, но и цвета.
Если вы не хотите, чтобы малыш рисовал на полу, столах и стульях, предложите ему достаточно бумаги (можно дать ему листы, уже исписанные с одной стороны, или нарезать ему днища от картонных коробок). Пусть он составляет временные экспозиции на классной доске, на моющихся клеенках и асфальтовых дорожках в саду.
Язык и музыка
Вы уже целый год напеваете своему малышу: колыбельные на ночь, смешные и жизнерадостные песенки во время дневных игр. Теперь самое время запеть вам вдвоем.
Исполняя песенку, поощряйте малыша присоединяться к вам. Пусть он похлопывает, притопывает и повторяет припев. Большинство малышей узнают больше новых слов из песенок, чем из ежедневных бесед. Ваш малыш может даже начать играть на различных музыкальных инструментах. Используя вместо ударных горшки и кастрюли, малыш насладится восхитительными звуками, по крайней мере, на его вкус. Другими его любимыми инструментами могут стать: маленький ксилофон, игрушечное фортепьяно (механическое или электрическое).
К концу второго года он уже способен на большее, чем просто долбить по чему попало. Он будет более внимательно прислушиваться к звукам и пытаться составить из них что-то вроде мелодии. Не обязательно, чтобы вы ее узнали, все-таки это будет музыка для его детских ушей.
Продолжайте напевать ему куплеты игровых песенок и колыбельных; с ними малышу легче понимать язык и учиться говорить. Но есть еще разные игры, отвечающие той же цели:
Где это...? Называя предметы или животных, просите малыша показать их в комнате или книжке.
Дотронься. Попросите, чтобы малыш дотронулся до своих ушек, носа, глаз, рта, носков и так далее. Так он продемонстрирует вам свою способность понимать (а обычно и произносить), слова, обозначающие части его тела.