Малыши и дошкольники
Краткое нет! срабатывает далеко не всегда
Как установить границы дозволенного и недозволенного? Большинство родителей начинает со слова нет! Смысл этого слова малыш постигает через тон, которым оно произносится. Ваше недовольство вынуждает его прекратить свое занятие.
Но одного окрика нет! бывает достаточно не всегда. Часто вы должны успеть выхватить что-то у малыша или вырвать его самого из опасной ситуации.
Успокоившись, объясните малышу, почему вы оттащили его от товарища по играм, которого он хотел побить или зачем вы отняли у него стеклянную бутылку, которой он был готов стукнуть по полу. Конечно, малыш не поймет значение всех ваших слов и вряд ли вспомнит их, когда ему вновь выпадет случай подраться или поиграть с чем-нибудь опасным. Эти первые объяснения приготовят почву для формирования будущей модели поведения. Вы уже наметили грань между хорошим и дурным.
Не переусердствуйте с вашим нет!
Подобно всем остальным детям ваш малыш будет настойчиво исследовать окружающий его мир. Эти исследования означают его растущую независимость, уверенность в себе и отделение от вас. (Успокойтесь, он еще много лет не сможет обходиться без вас). Если вы хотите, чтобы малыш гармонично развивался, вам придется поощрять его экспериментаторский зуд.
Постоянным резким нет! вы можете расхолодить малыша в его начинаниях.
Кроме того, ожесточенность и внезапность одергивания с криком нет! может просто испугать его. Многие малыши заливаются слезами и начинают кататься по полу, заслышав родительское нет!. Выше мы уже говорили, что малыш вовсе не желает делать что-либо огорчающее вас. Конфликт между растущей независимостью и устойчивой привязанностью к вам остается для него еще слишком болезненным. Он боится не понравиться вам, оказаться презираемым и отверженным.
Поэтому, не пытайтесь твердить нет! непрестанно. Но если вы все же успели произнести это слово достаточно резко, постарайтесь затем успокоить малыша. Объясните ему на конкретных примерах, почему то или иное вредно для него или окружающих. Кроме того, покажите малышу, что несмотря на разные одергивания, вы горячо любите его. Дети, с которыми чрезмерно строго и сухо обращались, часто вырастают жестокими.
Работает ли наказание?
Что такое наказание для годовалого малыша? Попробуем рассмотреть два их вида, которые, впрочем, оба малодейственны:
тайм-аут (выключение малыша из места и обстоятельств, в которых он совершал свои дурные поступки, с приказом сидеть спокойно на стуле). Эта мера действеннее со старшими детьми, а не с малышами. Вряд ли ваш малыш захочет сидеть на одном месте больше секунды. Итак, если вы решились применить это наказание, и если ваш малыш поднялся с места, ласково, но твердо верните его обратно. Или попробуйте игнорировать его приставания к вам. Занимайтесь как ни в чем не бывало своим делом, пока не кончится последняя минута наказания. (Считается, что эти минуты должны соответствовать возрасту ребенка). Когда время вышло, объясните малышу еще раз, за что он был наказан;
бить ребенка за то, например, что он ударил кого-то, вообще неправильно. Попытайтесь поставить себя на его место и проследить ход его мыслей: мне нельзя бить других, потому что им больно, а ты бьешь меня, хотя мне больно. Но ведь это неправильно. В этом нет ни капли смысла.
Если вы хотите направить поведение ребенка в иное русло и отучить его от дурного, старайтесь избегать и тайм-аутов, и шлепков. Истина в том, что любое наказание будет мало полезным для малыша. Он еще не понимает, что наказание наступает за неблаговидный поступок. Он не улавливает связи между собственным действием и вашей реакцией.
Поскольку малыш еще только с трудом постигает связь между причиной и следствием, неразумно угрожать ему шлепками, лишением любимой игры или лакомства. Он не понимает, что наказание — это ваш ответ на его поступок, но зато он возмущен вашей несправедливостью и жестокостью. Такие методы бесполезны для годовалого малыша. В похожей ситуации он повторит неверный шаг, не помня о наказании.
С другой стороны, неправильно и подкупать малыша, устраивая с ним что-то вроде сделки о хорошем поведении. Он еще не понимает смысл обещания, и если и скажет окей на одно из ваших предложений, это еще не означает, что он сдержит слово. Он не знает, что такое держать слово или нарушать обещание.
Последнее нельзя рассматривать как моральный провал или нечестность у годовалого малыша. Соглашаясь на сделку, он вовсе не желал вас обмануть. Он лишь искренне возжелал получить то, чем вы поманили его.
Заслуживает ли малыш наказания?
Проступки, за которые вы наказываете старших детей, будет разумнее простить малышу, который очень любопытен к разным вещам и не может нормально развиваться, не изучая их и не экспериментируя с ними. Поэтому прежде чем наказать малыша хорошо подумайте, стоит ли это делать.
Ваш малыш разбил что-то или играет с чем-то опасным? Но кто оставил эти предметы на виду и доступными для малыша? Малыш потянул кого-то за волосы? Но это не связано с агрессией. Он продолжает свои исследования, другие люди интересуют его ничуть не меньше предметов. Увидев что-то новое, малыш начинает изучать это со всех сторон: щупает, возит по полу, царапает, бьет, бросает и, конечно, кусает. Он не понимает, что может испортить что-то или повредить кому-то.
Пока малыш не поймет связь между причиной и следствием, действием и противодействием — наказывать его бесполезно и не гуманно. Он такой, как есть — неразумный карапуз, и несправедливо обижать его за это.