Малыши и дошкольники
Минусы поведения
Все дети, по существу, преступники. — Дени Дидро.
Двухгодовалые малыши, несомненно, весьма тяготеют к дурному поведению. Но, несмотря на эту цитату из Дидро, французского философа XVIII века, хотим предупредить (на случай, если вы приготовились уже выступать в роли жесткого судьи), что малыши отнюдь не социопаты — не антиобщественные личности. В основном их непослушание вызвано одной из двух причин:
неумением контролировать или понимать собственные эмоции и импульсы; а также
стремлением утвердить свою независимость.
Двухгодовалый малыш начинает испытывать на себе власть всевозможных настроений и эмоций, накатывающих неизвестно откуда. Но знакомство с этими эмоциями означает и первый шаг к контролю над ними. Пройдет немного времени, и под вашим чутким руководством малыш научится выражать свои чувства — в особенности неприязнь и досаду — без ненужной ярости. Но пока он этого еще не умеет.
Чтобы утвердить свою независимость, малыш должен подчеркнуть свое отделение от вас. Чаще всего непослушание малышей объясняется тем, что они стремятся продемонстрировать свой выход из-под вашего контроля. Одновременно они намечают границы собственной территории. Он не может подойти и сказать вам прямо: Ты не смеешь приказывать мне. Но зато он может не слушаться вас.
Неуправляемое буйство и расчетливый вызов
Комбинация двух факторов — отсутствие контроля за голыми импульсами и утверждение собственной индивидуальности — создают известные проблемы с поведением двухлеток. К ним относятся:
битье, кусание, порча вещей и другие насильственные действия;
вспышка ярости;
упрямство;
уклонение и отказ от сотрудничества;
крики, скандалы;
набрасывания, хватания.
Начиная дисциплинировать своего малыша, помните, что он никакой не плохой, каким бы плохим не было его поведение. Напротив, своеволие и непослушание — это главные двигатели развития малыша. Они позволяют ему почувствовать себя отдельной от вас личностью.
Вы почти видите какие-то колесики в головке малыша, когда он смотрит вам прямо в глаза и отрицает вас. Кажется, он ясно слышал: Никаких головоломок на сегодня, хватит, пора спать. Но он спокойно, как ни в чем ни бывало, движется к полке с головоломками, глядя на вас, чтобы знать вашу реакцию. Он может озорно усмехнуться, заметив, что вас это задевает. Если вы не остановите его, он переберет все головоломки на полке, одну за другой, невзирая на ваш запрет.
Почему малыш так свободно, если не нагло, отрицает вас? Потому что этот его опыт отвечает двум важным задачам:
он хочет доказать самому себе, что волен поступать, как ему заблагорассудится, независимо от ваших желаний. Он открывает, что может сам управлять событиями, что он не просто ваше продолжение;
он также хочет знать, как вы отреагируете. Ему необходимо точно выяснить, до каких пределов простирается его свобода, какие границы вы определили для него, и простых слов никакого телевизора после девяти для него явно недостаточно. А если он все же останется у экрана дольше? Какой будет ваша реакция в этом случае?
Постарайтесь не ужесточать дисциплинарных мер в ответ на каждый из таких выпадов малыша, потому что это может сломить его дух. Ищите добровольного согласия, старайтесь расположить его к себе. Пока малыш не причиняет большого вреда своими словами или поступками не наказывайте его за каждую из акций неповиновения, без которых немыслимо его развитие. Это необходимо ему, чтобы утвердить себя как отдельную личность.