Малыши и дошкольники
Наказание вытекает из проступка
Непрестанное усиление дисциплинарного воздействия особенно важно теперь, когда малышу два года и он способен извлекать уроки на будущее из своих поступков. Если вы будете достаточно последовательны, он усвоит, что каждый из его дурных поступков будет иметь определенные последствия. Например, если он дерется, его ожидает одинокое сидение на стуле без движения. И так происходит каждый раз, без осечки. Если же вы проявили непоследовательность и за то, что он дрался, накричали на него вчера утром, в обед нашлепали, а сегодня утром заставили сидеть неподвижно на стуле, он не будет знать, что ему ожидать от вас назавтра.
Осведомленность о последствиях не всегда удерживает малыша от дурного поступка. В одном случае, мысль о наказании может сдержать его, в другом — нет. Иногда соблазн пошалить может оказаться сильнее. И все же если вы хотите, чтобы наказание имело сдерживающий эффект, вам необходимо соблюдать последовательность.
Преступления и проступки
Если дурное действие малыша не причинило вреда ему самому, окружающим или чьей-то собственности, это можно считать проступком.
Чтобы положить конец таким проступкам, попытайтесь завладеть его вниманием и переключить на что-нибудь другое. Или просто скажите малышу, что он не должен этого делать. Четко доведите до его сознания, что последует, если он будет упорствовать.
Если малыш предпочитает проигнорировать раз или два ваши увещевания, вмешайтесь в ситуацию, сделав то, что вы обещали и должны сделать. Держите в голове, какое наказание вы применили за тот же самый проступок в прошлый раз, и примените его. Даже в два года малыши быстро схватывают, что такое пустая угроза. Поэтому двух предупреждений более чем достаточно. Если ребенок проявил сознательность и отказался от своей выходки, похвалите его за это.
Пообещайте малышу, что чем дольше он не будет подчиняться, тем неприятнее в итоге окажется для него наказание.
Чтобы привлечь внимание малыша, когда он разошелся во всю, попытайтесь произнести предупреждение громким шепотом, который иногда действует сильнее крика.
Вы не сможете ничему научить малыша, просто сказав ему: Плохой мальчик, посмотри, что ты сделал! Что следует из этого посмотри? Возможно, малыш даже гордится делами рук своих. К тому же, это ваше высказывание будет неточно. Мы уже говорили, что плохое поведение, еще не означает плохого малыша. Гораздо больше пользы малыш почерпнет, если вы прикажете ему: Не смей рисовать на стенах! Не сработает и такая усеченная фраза: Не рисовать! Малыш будет смущен, ведь он знает, что ему позволено, например, рисовать на бумаге.
Чем больше деталей, тем больше информации, как не надо вести себя, которая может быть полезной и в дальнейшем. (Захочет ли малыш вспомнить ее и воспользоваться ею, это уже другой вопрос.)
Отправляйся в заточение: тайм-ауты
За наиболее серьезные проступки вы можете на время лишить малыша свободы. Отстраните его от людей, которых он терроризирует, или вещей, которые он пытается испортить. В деле воспитания такие приемы называют тайм-аутами.
Подберите какой-нибудь стул (желательно, чтобы он не использовался по-другому назначению) и сажайте на него малыша, выключенного из игры. Это следует делать, когда он совершает какие-то насильственные действия или упорствует, не желая подчиняться вашим указаниям.
Тайм-ауты обычно бывают очень действенны в воспитательном отношении. Они отвечают двум целям:
— выключение малыша из ситуации, чреватой осложнением;
— предоставление малышу возможности овладеть собой и поразмыслить над своим поведением.
Тайм-ауты особенно эффективны в случаях грубого насильственного поведения малыша. Он выключается из опасной ситуации и получает возможность охладить свой пыл. Кроме того, он узнает не в теории, а на практике, что нельзя причинять вред другим детям или взрослым. Иначе ему просто не позволят играть с ними, и он останется наедине с собственными амбициями (зависть, ненависть, досада, раздражение, гнев и так далее).
Нравоучения
Когда малыш отсидел положенное время на стуле, попытайтесь успокоить его, если он недостаточно спокоен. Пока он еще на стуле, поинтересуйтесь у него, понятно ли ему теперь, что он сделал не так и почему был наказан. Хотя это и не всегда срабатывает на практике, но в идеале тайм-ауты придуманы не только для наказания, но и для поучения.
Завершив наказание и нравоучение, постарайтесь напомнить малышу, что вы по-прежнему любите его, особенно если он выглядит подавленным. У самого малыша гнев бывает настолько силен, что перекрывает все остальные эмоции. Поэтому испытав на себе ваше раздражение, он имеет основания сомневаться в вашей любви к нему, которую он считает самой главной и ценной своей собственностью. Утешьте малыша, пусть он узнает, что ваша любовь по-прежнему принадлежит ему.
После того как малыш отбыл свое наказание, вы можете поощрить его к тому, чтобы он извинился перед своей жертвой (включая и вас, если вы заняли место жертвы).
Затем быстро переключите внимание малыша на какое-нибудь новое занятие. Не позволяйте ему сразу вернуться к тому, на чем он оступился только что, если не желаете повторения выходки, за которую вы едва успели наказать его. Даже если до него дошло, что он вел себя неправильно, это не означает, что он уже научился контролировать свои эмоции.