Малыши и дошкольники
От лепета к осознанной речи
Если вы хотите, чтобы ваш годовалый малыш приучился различать нюансы языка и произносить слова, вы должны делать только две вещи: говорить с ним и слушать его.
Самое главное, ведите постоянный диалог с ребенком; это намного полезнее для него, чем беседа взрослых, которую он слышит.
Поскольку ваш малыш хорошо знает вас, учиться языку ему удобнее всего у вас, чем у кого-либо еще. Он уже знает вашу манеру речи, интонацию и понимает выражение вашего лица. Итак, рассказывайте малышу обо всем и ведите с ним диалог.
Вы нужны малышу еще и как переводчик. Вы должны не только переводить другим, что сказал малыш, но и переводить малышу, что сказали другие. Вам лучше остальных понятна речь вашего ребенка, но и он понимает вашу речь лучше, чем чью-либо еще. Поэтому переводите ему то, что говорят другие.
Делайте свою беседу с годовалым малышом как можно более иллюстративной. Малыш еще не успел натренировать свою память. Он даже не способен понимать разницы, когда ему говорят о действиях в прошедшем или будущем времени. Поэтому говорите с ним о том, что происходит сейчас. (Самолет! Взгляни на небо, Сэм. Это самолет.) Дайте ему ощутить связь между тем, что он видит, слышит или осязает, и вашей речью. Связь между словами и мгновенным восприятием, а также действиями, помогает малышку лучше понимать язык.
Показывайте ему вещи и называйте их как можно чаще. Пользуйтесь именами существительными и избегайте местоимений: бутылка, машина, мама, папа, кукла, чашка, нос и так далее. Неопределенность и постоянная смена значений местоимений смущает малыша и путает его: это, например, означает мячик, а спустя минуту это уже означает ложку, а еще две минуты спустя — игрушку. Или они говорят о книгах, а потом они — это дедушка с бабушкой.
Личные местоимения особенно трудны для восприятия годовалого малыша. К нему обращаются ты, а он знает о себе, что он я. Но и его собеседник говорит о себе я и так далее.
Итак, старайтесь пользоваться именами вместо местоимений. Мама ищет ложку Яны, — звучит для малыша намного понятнее, чем: Где твоя ложка?
Повторяйте слово на несколько ладов снова и снова, чтобы малыш привыкал к этим звукам: О, пеленка Майка? Пеленка мокрая? Пеленка грязная и пахнет! Пора сменить пеленку Майка. Сейчас папочка снимет пеленку. Вот новая пеленка для Майка. Вот как чудесно, теперь Майк чистенький и сухой. Если ребенок часто слышит слово, он научится понимать его связь с предметом. Помните, ваш малыш очень внимательно слушает вас и пытается уловить смысл.
Учиться слушать
Ваш ребенок очень внимательно слушает вас, и вы должны платить ему тем же. Когда он начинает произносить звуки, вслушайтесь в его лепетание и попытайтесь понять, что именно он пытается сообщить вам. Если он часто повторяет какое-то слово, обратите внимание, куда он смотрит при этом; хотя вполне возможно, что он даже будет указывать на этот предмет. Допустим, он твердит: Гула. Попробуйте повторить это слово, прикасаясь к разным предметам. Ребенок будет расстроен тем, что вы не поняли его мгновенно, но он непременно ответит вам — улыбкой, кивком или многократно повторяя гула, гула гула... — когда вы найдете то, что он имел ввиду. Возможно, малыш хотел получить этот предмет, тогда вручите ему его (разумеется, если предмет безопасен) и поощрите его какой-нибудь фразой или ласковым прикосновением за находчивость и предприимчивость в общении. Внимательно вслушивайтесь также в интонацию. На этом этапе ваш ребенок может вкладывать множество значений в одно и то же слово. В зависимости от настроения и ситуации слово папа, например, может означать следующее:
Папа здесь!
О, что это папа делает?
Папа, вернись!
Неуклюжий папа пролил сок.
Ребенок часто выговаривает слова не полностью. Постарайтесь его понять и, отвечая, воспроизведите полное звучание. Так, если ребенок кричит: Ло... — договаривайте за него. О, твоя ложка на полу? Сейчас папочка вымоет ложку и даст тебе.
Занимаясь словотворчеством, дети часто коверкают слова на свой лад. Вместо печенья будет моченье, вместо собаки — бабака. Не стоит мучить ребенка постоянным одергиваньем, раз вам понятно, что он имеет ввиду. Пусть у него до поры остаются несколько смешных словечек или фраз.
Но даже если вы не понимаете значения его слов, не надо без конца мучить ребенка, добиваясь правильного произношения. Для вас это небольшое затруднение, для него — пытка. Вероятнее всего, чуть позже ребенок назовет тот же предмет более отчетливо. Незаметно для себя годовалый малыш учится взаимодействовать с вами. Он пользуется языком, чтобы сообщать вам о своих нуждах и желаниях или даже наблюдениях. Если вы чувствуете, что эта цель достижима, надо ободрять малыша, а не смущать бестактной критикой.
Но все же у вас остается способ учить его правильному произношению. Отвечая малышу, сами проговаривайте его слова (если вам удалось определить их значение) правильно, четко и разборчиво. Что касается поправок и одергиваний, то они могут отбить у ребенка охоту к дальнейшим опытам с произношением. Кроме того, поправки просто скучны; малыш сказал, что хотел, вы поняли его, так в чем же проблема?
В свое время ребенок научится правильно выговаривать слова не хуже вас, но пока он просто не готов к этому. Поэтому отвечайте на те его слова, которые вы понимаете, и старайтесь разобрать то, что звучит нечетко или неверно. Ваш ребенок будет просто счастлив, если вы приложите эти усилия.