Малыши и дошкольники
Первые фразы
По мере того, как словарь вашего малыша будет увеличиваться к концу второго года, он начнет складывать простые предложения. При этом обнаружатся трудности с употреблением нужной формы глагола и местоимения. Возьмем несколько типичных примеров:
мама шла? (вместо пришла);
ты спал (вместо я спал);
я видю (вместо вижу).
Реагируйте в том же духе, как с неправильно произнесенными словами. Не упрекайте малышка за его ошибки, но отвечайте ему правильно: Да, мама пришла. То, что вы поняли его, послужит ему ободрением. Подольше разговаривайте с ним, и он будет перенимать от вас правильные обороты речи и воспроизводить их сам.
Правдивая история
Альберт Эйнштейн не произносил ни слова долгое время после своего первого дня рождения. Наконец однажды за обеденным столом он совершенно четко произнес: Этот суп слишком горячий! Его изумленные родители, шумно восторгаясь, недоумевали, почему же их отпрыск не говорил так долго. Ответ к ним пришел от самого Альберта: До сих пор мне не к чему было придраться.
Ростки независимости
Прогулки и болтовня — первые ростки независимости. На втором году малыш становится самостоятельной личностью. Он больше не нуждается в вашей помощи, чтобы добраться куда-то, хотя будет немало моментов, когда она ему будет нужна. Но теперь он не зависит от вас; если ему требуется какой-то предмет, он подойдет и возьмет его.
Кроме того, у вашего годовалого малыша начнут формироваться собственные вкусы в отношении еды, игрушек, одежды, людей и занятий. И, вероятно, он не станет стесняться в выражении своих пристрастий или неудовольствия. На втором году вы впервые услышите от него лаконичное: Нет! Постарайтесь не пропустить этот интересный момент в развитии вашего отпрыска. В следующие несколько лет вам придется слишком часто слышать от него это выразительное словечко.
Произнесение первого нет — неизбежный признак грядущего отделения малыша от вас. Первое нет — как бы декларация детской независимости. Теперь малыш может обойтись без вас, и он не желает, чтобы вы его контролировали. По крайней мере, он не позволит вам делать это постоянно.
Однако малыш оставит за собой право цепляться за вас, когда пожелает, хватать вас за ноги, требуя, чтобы вы поносили его, и вопить, когда вы захотите освободиться от него. Он будет разрываться от противоречия — между жаждой независимости и желанием иметь помощь от вас и вымещать на вас свои капризы.
Как надлежит поступать вам? Держитесь золотой середины. Поощряйте попытки малыша к самостоятельности, но не гоните его от себя. Защищайте малыша, но не держите его под стеклянным колпаком. Установите разумные границы, но не подавляйте волю ребенка. Пусть он резвится, но под вашим присмотром. Позволяйте ему изучать и осваивать незнакомый мир, но постарайтесь подстраховать его на случай опасности. Это ваша позиция поможет малышу выработать стойкий характер и приготовиться к ожидающим его трудностям.
Помните: то, что ваш ребенок теперь самостоятельно ходит и говорит, еще не означает, что он обрел полную независимость и в состоянии позаботиться о себе сам. Во всем, что касается его безопасности, он полагается на вас. Ему нужна ваша эмоциональная поддержка, ваша помощь, те блага, что вы можете предложить ему. Без вашей помощи он не в состоянии обеспечить свою безопасность.
Вы можете не пестовать его, как раньше; но не забывайте, что даже перед самой школой в нем еще очень много остается от младенца.
Главное, что нужно запомнить
Малыш не может мгновенно превратиться во взрослого. Не торопите его. Пусть он сделает первые шаги и произнесет первые слова в свое время.
Если ваш ребенок может ходить, это не означает, что он всегда хочет ходить. И не ожидайте, что он будет успевать за вами.
Разговаривать с малышом и слушать его — этого более, чем достаточно для того, чтобы ускорить развитие его речи.
Малыш, начавший ходить, нуждается в большей свободе, по и в большей подстраховке.