Малыши и дошкольники
Продолжение борьбы за независимость
Двухгодовалые малыши упорно продолжают борьбу, начатую ими с того момента, как они начали ходить. Они хотят получить больше свободы, самостоятельности, независимости, наконец, стать индивидуальностью. И это по-прежнему означает, что вы обязаны с покорностью встречать их претензии на независимость и помогать им реализовать их, предлагая свою заботу, поддержку и ласку.
Малыш проявляет свою возросшую независимость по-разному: в еде, одежде, пользовании горшком, в новых играх, в рисунках и так далее. В одни дни он непременно стремится все делать сам, в другие — желает, чтобы вы все делали за него. По этой причине некоторые из каждодневных процедур — например, одевание или кормление — могут перерастать в свирепые баталии.
Несмотря на то, что малышу уже несложно одеваться самому, и у него достаточно воображения, чтобы придумать для себя интересную игру, он может закапризничать, если вы захотите, чтобы он занимался этим сам. Его сопротивление в этом вопросе тоже будет одним из проявлений его возросшей независимости. Чтобы утвердить свою волю, ему надо будет побороть вашу. Поэтому и говорят: Эти ужасные двухлетки! Двухгодовалые малыши слишком часто своевольничают, а когда им не удается настоять на своем, закатывают бурные истерики.
Подобные истерики могут быть также следствием нервных перенапряжений и срывов. Несмотря на стремительное развитие малыша после его второго дня рождения, противоречие между его желаниями и возможностями сохраняется. Он по-прежнему хочет больше, чем позволяет его физическое и умственное развитие.
Хотя в это и верится с трудом, двухгодовалый малыш уже пытается контролировать себя. Несмотря на разные бурные проявления, ему удается меньше уставать; у него все больше успехов, и он начинает верить в себя, спокойнее переживая временные неудачи. Ближе к третьему дню рождения возросшая уверенность малыша пробуждает в нем способность сочувствовать окружающим, и вы понемногу убеждаетесь, что из каждой тяжелой ситуации бывает выход.
Самостоятельность в одежде
Около двух с половиной лет малыш начинает проявлять интерес к самостоятельному одеванию и раздеванию. Всеми средствами старайтесь поощрять его к этому упражнению, развивающему координацию и уверенность. До трех лет ему, скорее всего, еще понадобится помощь в натягивании чулок, ботиночек и рукавичек. Ботиночки на шнурках не под силу двухлетке, но, вероятно, он справится с застежкой на липучке. К своему третьему дню рождения малыш сможет уже полностью облачиться в какой-нибудь несложный костюмчик. Главное, сохраняйте спокойствие, предоставьте ребенку достаточно времени. Предоставьте ему выбирать одежду по собственному вкусу, не считаясь с вашим мнением. Никому хуже не станет, если он натянет полосатые штанишки и клетчатую рубашку. Если он полюбит какую-то одежду и будет натягивать ее каждый день, от этого также никому не будет вреда.
Старайтесь по возможности избегать одежды с пуговицами и молниями. То же касается и кнопок. Лучше купите ему штанишки с широким и не тугим эластичным поясом. Если никак не удается избежать пуговиц, молний и кнопок, выбирайте ту одежду, где они крупнее, чтобы детским пальчикам было легче расправляться с ними. Хорошо, если вы дадите малышу попрактиковаться на кукольных застежках — молниях, кнопках, пуговицах и липучках.
Опекайте, но не слишком
Предоставляйте малышу свободу, но держитесь поблизости, чтобы прийти на помощь, если она действительно понадобится. Правила таковы:
Сохраняйте спокойствие! Пожалуй, это самое главное правило для родителей двухлеток. Ваш малыш не в состоянии выполнить простую задачу так же быстро, как вы. Но если вы дадите ему достаточно времени, чтобы поучиться на пробах и ошибках — возможно, с некоторыми вашими подсказками — он вскоре станет достаточно умелым и поверит в свои силы.
Оставляйте малышу достаточно времени для его упражнений в одевании. Если вы хотите, чтобы он имел возможность попрактиковаться и стать в итоге независимым, нельзя торопить его. Итак, дайте ему про запас десять или пятнадцать минут — полчаса или час — когда собираетесь выйти с ним куда-нибудь.
Если времени мало, предложите ему компромисс: Ты надеваешь носки, а я — ботиночки. Или возможно так: Ты надеваешь один башмак, а я — второй. Или: Ты надеваешь пальто, а я застегиваю его.
Постоянно ободряйте малыша. Старайтесь укрепить его чувство уверенности в себе. Отмечайте его возросшие ловкость, силу, умение, даже превосходство. Например, предоставьте ему самому решать, где повесить свою последнюю художественную работу. (Этим вы воспитаете в нем чувство гордости и достоинства). Или предложите ему сдвинуть стулья кругом, чтобы внутри образовалась уютная игровая площадка. (Так он сможет ощутить свою силу).
Старайтесь не командовать и не принуждать малыша. Пусть сам выбирает, чем заняться сначала, и чем — потом. (Если все, что вы предлагаете малышу, одинаково нравится ему и вам, то какое значение имеет последовательность?)
Если малыш научился чему-то, пусть продолжает делать это сам, даже если у него это получается не слишком ловко. Достичь совершенства можно только с помощью постоянной практики. Поэтому, если малыш однажды надел жакетик, пусть надевает и дальше. Дело не только в том, что с каждым разом эта операция будет даваться ему все легче, но и в том, что вы сможете несколько разгрузить себя.
Вмешивайтесь только тогда, когда видите, что малыш изнемог и взывает о помощи. Не поддавайтесь на искушение вмешаться по той причине, что малыш возится слишком долго. Если он продолжает попытки причесать себя, не выдрал все свои волосы и достаточно бодр, пусть доведет дело до конца. Если, утратив терпение, вы вмешаетесь и сделаете ему прическу сами, он может упасть духом, решив, что самому ему с этим делом никогда не справиться.
Помните, что вашему малышу только два года. Хотя он и стал увереннее, но не приобрел полной самостоятельности. Будьте готовы к повторению приступов отчаяния, когда он снова начнет цепляться за вас и подмазываться к вам, хотя и не так часто, как раньше. Итак, будьте внимательны и помогите малышу, если он этого хочет. Уважающий себя двухгодовалый малыш ни за что не станет просить помощи, если может обойтись без нее.
Не забудьте похвалить малыша за его усилия. Ему совсем не легко даются все его достижения. Похвалите его, даже если он не совсем справился с задачей — например, застегнув пальто, пропустил одну из пуговиц. Промахи неизбежны, пока он еще только учится.
Не жмите на малыша. Если вы станете ворчать на него или подгонять его, он проявит нерадивость наперекор вам — это один из способов проявления его независимости.
Главное, что нужно запомнить
Ваш двухлетка строптивый, да. Но он отнюдь не ужасный.
Волнения и страхи вашего малыша весьма интенсивны и порой становятся слишком мучительны для вас обоих. Не отрицайте волнений и страхов и не преуменьшайте их значения.
Ваш двухлетка все еще знает и понимает больше, чем может выразить словами.
Ни один из шагов к независимости не дается легко, за каждый из них малыш ведет строжайшую борьбу с самим собой и с вами.