Малыши и дошкольники
Воображаемый мир: телевидение, чтение, игры
Физическое и умственное развитие малыша делает большой скачок вперед на протяжении этого года. Для малыша открылся новый мир. Поначалу он, вероятно, проявлял небольшой интерес к телевизору, а теперь готов смотреть его часами. Всего год назад вы читали малышу лишь коротенькие подписи к разным картинкам. Теперь малыш с ненасытной жаждой слушает вас, желая знать, какой очередной поворот примет история. Год назад он с трудом затыкал крышку коробки с детским питанием. Теперь он мастер по головоломкам и отлично умеет зашнуровывать собственные ботинки. Ваш малыш стремительно становится личностью. Его новые знание, наблюдения и умения помогают ему на этом пути.
Эта дурацкая трубка
Телевидение — венец из болячек современного общества, включая и ту, что связана с детским воспитанием, или уютная кровать для них. В конце концов задумайтесь над тем, что оно делает с нами. Оно превращает нас в нацию с ватными головами, утонувшими в мягких подушках, и то же самое ожидает наших детей. Дистанционное управление и скачущий стиль телевизионных программ способны загнать и блоху. Загипнотизированные идиотским ящиком, мы забрасываем любое чтение, не считая телепрограммы.
Система нашего образования — когда-то одна из самых совершенных — буквально загнана в трубу. Телевидение совращает наших детей с малолетства, делая их свидетелями сцен, для которых они еще слишком незрелы. Оно врывается в наши дома с вихрем насилия: реального — с мест происшествия, и мнимого — из разных художественных триллеров, и оставляет нас запуганными, воображающими мир еще более страшным, чем он есть в реальности.
Поэтому нам бы следовало распахнуть наши окна и закричать: Я уже обезумел, как черт в аду, и не желаю выносить это дальше! А затем вышвырнуть свои телевизоры на мостовую, верно? Да, но не совсем. Если вы способны на такой жест, желаем вам удачи. К тому же, вы ведь не хотите выплеснуть из ванночки ребенка вместе с грязной водой? Телевидение может быть и полезным. Если им увлекаться в умеренных дозах, оно помогает развитию языка, а значит, и дальнейшему обучению.
Телевизор часто незаменим, когда вам нужно приготовить обед, заняться уборкой или принять душ. Большинство родителей используют телевизор в качестве няни, хотя бы и ненадолго, но каждый день. И это вполне понятно: вам необходимо сделать что-то по хозяйству или несколько телефонных звонков. Телевизор или видео могут занять малыша на это время.
Телевизор вошел в нашу жизнь, и большинство из нас не желает расставаться с ним. Поэтому вместо того, чтобы крушить его, лучше научиться пользоваться им в меру и к тому же приучить наших малышей.
Хорошее, плохое и отвратительное
Слово телевидение еще не означает неизбежного зла для нас или наших детей, хотя в основном оно все же отнимает у нас время впустую. Но из него можно извлечь и пользу, поскольку оно способно:
знакомить малыша с людьми из разных мест по всему миру, которые ему, возможно, никогда не удастся посетить самому (разумеется, включая и те, с которыми ему бы лучше никогда не встречаться, по вашему мнению);
развивать зрительное восприятие малыша, его способность различать формы и цвета, его словарный запас и даже поощрять его к чтению или к тому, чтобы читать больше;
учить его выражать свои эмоции так, как это принято в обществе;
укреплять в малыше те ценности, которые вы прививаете ему сами: доброту, искренность, достоинство, сострадание, терпение, уважение к чужим особенностям;
К сожалению, не все программы на телевидении, даже детские, способствуют тонкому воспитанию. Большинство из них (или слишком многие) грешат тем, что:
ограничивают воображение и творческую активность ребенка;
подводят к тому, что самые сложные проблемы могут быть решены за 30 или 60 минут, и часто через действия, близкие к насильственным;
съедают время, которое можно было бы потратить на чтение, обучение, игры, упражнения, хобби или другие интересы.
Теперь о самом худшем. Американские дети смотрят телевизор в среднем по 28 часов в неделю (или по 4 часа в день). Исследования показали, что дети, смотрящие телевизор по четыре часа и более того, хуже умеют читать, менее общительны, имеют меньше интересов и хобби и уступают другим детям в физическом развитии. Что еще хуже — они с большей готовностью заглатывают разные рекламные приманки.
Средний американский ребенок к моменту окончания средней школы уже провел у телевизора 18 000 часов, что на 5000 часов превышает время, проведенное в школе с момента поступления и до ее окончания.