Малыши и дошкольники
Время игр!
Играть приятно и малышу и вам; но для малыша игра это чуть больше, чем просто забава. Играя, малыш исследует окружающий мир, знакомится с вещами, приобретает новые способности.
Игра это не пустое препровождение времени, а учеба для малыша. Играя, он познает и развивается. Для него все еще внове. Чем бы он не был занят, это для него учеба. Игра — это тоже учеба, но не навязанная, а та, которая доставляет удовольствие, нравится. Учиться с радостью и удовольствием, что может быть лучше для малыша? Папа и мама — самые первые и лучшие учителя малыша. А игрушки и разные предметы — их лучшие учебные пособия. Играя, малыш развивается не только умственно и физически, но и эмоционально. Он знакомится с миром природы и деятельностью человека в нем; узнает, как устроены и работают разные вещи, и приобретает умения и навыки, которые будут ему полезны всю его дальнейшую жизнь. Подбирая игры по возрасту малыша, вы делаете процесс учения живым и увлекательным. Если вам удастся сейчас привить малышу тягу к знаниям и творчеству, в дальнейшем у вас уже не возникнет проблем с его обучаемостью.
Правила игры с малышом
На втором году жизни малыша вы все еще остаетесь его любимой игрушкой. Он будет прыгать по вашей спине, взбираться на вас, требовать, чтобы вы кидали его вверх и ловили. Ему приятно танцевать с вами, догонять вас и убегать от вас. Он будет внимательно слушать, как вы говорите и поете, а потом передразнивать вас и смеяться.
Выделите специальные часы для игры, но и помимо них старайтесь превращать в игру любое занятие с малышом. Меняя пеленку, напевайте ему смешную песенку или суньте в руки игрушку. Натягивая ему рубашечку через голову, сымпровизируйте маленькую игру в прятки. Готовя обед, позвольте малышу устроить музыкальное сопровождение из постукиваний по горшкам и кастрюлям. Стирая, дайте ему возможность поиграть в мини-баскетбол — закидывать белье в стиральную машину и заталкивать внутрь. Не беспокойтесь о количестве знаний, усвоенных малышом за день. Все попытки серьезно учить его в столь раннем возрасте несут в себе элемент смешного. Однако далеко не все смешно в ваших с ним занятиях. Малыш узнает, что вода мокрая, что катать можно только округлые предметы, что капли падают вниз, надувные игрушки плавают, пузыри поднимаются вверх, а затем опадают.
Предоставьте малышу возможность учиться через игру. Пусть у него будет достаточно времени и свободы для изучения игрушек и разных предметов. Вы можете играть вместе с ним. Но не спешите обрывать его опыты с новыми вещами, выказывая собственную осведомленность о них. Вы взрослый. Разумеется, вы знаете, что это такое и как с этим обращаться. Вам понятно, как соединить детали в Головоломке, и вы сделаете это быстрее своего малыша. Но пусть он помучается и решит эту задачу сам.
Но вышесказанное не означает, что вы должны полностью предоставить малыша самому себе. Есть несколько почетных ролей, выступая в которых вы будете способствовать его успеху.
Болельщик. Аплодируйте малышу всякий раз, когда у него что-либо выходит правильно.
Товарищ по играм. Для некоторых забав малышу будет необходим партнер, например, для салочек и так далее.
Ассистент. Принесите малышу вещи, необходимые для его экспериментов.
Эксперт. Поинтересуйтесь у малыша, каким ему видится решение задачки, или подскажите какую-нибудь мелочь, когда он застрянет в тупике, подтолкнув его тем самым к самостоятельному решению.
Психолог. Помогите малышу справиться с сомнениями по поводу собственных способностей. Поговорите с ним, ободрите, утешьте и предложите помощь, если он готов ее принять.
Наблюдайте за тем, как малыш играет и что он вытворяет с игрушками. Если вы заметили, что он берет только один вариант игры, упуская остальные, дайте ему подсказку. В конце концов, ваше мнение ничуть не хуже идей малыша. Однако предоставьте ему самому решать, как играть и во что, а также принимать вашу помощь или нет.