Малыши и дошкольники
Выбор игрушек и игр
В вашем доме живет годовалый исследователь. Ему все еще внове, и он неутомим. Он способен заинтересоваться всем, что бы вы не предложили ему.
Самые простые игрушки — кубики, формочки для песка, шары — таят в себе множество вариантов игры. Например, из формочек малыш может не только сделать песочные куличики, но и выстроить башню или пирамидку, он может наливать в них воду или прятать под ними мелкие предметы и так далее.
У малыша должны быть разные игрушки, которые будут стимулировать все пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Они должны отличаться по цвету, текстуре поверхности, форме и звучанию.
Что бы вы ни давали малышу, убедитесь прежде, что вещь безопасна. Избегайте игрушек и предметов:
с острыми краями;
с расшатанными деталями (например, глазки у мягких игрушек и кукол);
с мелкими деталями, которые могут быть откручены и проглочены (чтобы ими нельзя было подавиться);
игрушки на длинной веревочке (из-за риска удушения);
с дырками, в которых могут застрять пальчики;
из стекла;
поломанных;
токсичных; а также
тяжелых, которые, свалившись, могут отдавить пальцы на ногах.
Старайтесь менять игрушки малыша каждую неделю или около того. Уберите те, которыми он играл в последнее время и извлеките забытые игрушки со дна коробки или с верхних полок в детской. Если вы позволите малышу постоянно играть одними и теми же игрушками, вы отнимите у него возможность позна вать многообразие вещного мира.
Если малышу наскучила игра, подберите ему что-нибудь но вое. Поощряйте его к игре, но не давите на него. Если он устал и утратил интерес, не стоит учить его строить башню из кубиков. Проявляйте гибкость. Пусть малыш сам ищет способы игры с разными предметами. (Вы сами сможете вдоволь натешиться его игрушками, когда он отправится в постель).
Сноровка, приобретенная в игре
К своему второму дню рождения ваш малыш уже многому успеет научиться. Он перейдет от ползания к ходьбе и беготне. Он научится не лепетать, а болтать. Когда ему был только год, он едва мог схватить предмет. К двум годам он уже легко схватывает предметы, подбрасывает их и ловит (хотя и не каждый раз), умеет складывать в кучу и ставить один на другой. И всему этому он научился в непринужденной игре, пробуя, ошибаясь, досадуя и радуясь удаче.
Равновесие, ходьба и карабканье наверх
Учась ходить, малыш может использовать разные игрушки и игры, чтобы развить мышцы ног и укрепить чувство равновесия:
игрушки с колесами — машина с педальным управлением, велосипед, самокат, лошадки открывают перед малышом новые блестящие перспективы в освоении домашнего пространства и позволяют насладиться движением, когда он еще даже не выучился толком ходить;
начав сносно ходить, малыш может затем усовершенствовать свое умение и укрепить равновесие благодаря разным игрушкам на колесах, которые нужно толкать и возить, и за которые можно держаться, если они достаточно устойчивы. Это магазинные и детские колясочки, садовые тележки, маленькие пылесосы и газонокосилки. Когда малыш станет чуть старше, они пригодятся ему, чтобы играть во взрослую жизнь. Выбирая эти игрушки, убедитесь, что центр тяжести у них находится внизу, иначе, они не будут устойчивы и не помогут малышу держать равновесие. Напротив, если тележка слишком легкая или у нее утяжелен верх, а не низ, она может опрокинуться и придавить малыша;
равновесие можно развить и хождением по планке. Для начала подберите дощечку и просто уложите ее на полу. Если малыш будет держаться достаточно уверенно, подложите по нескольку книг под каждый из краев. К двум годам дощечку можно постепенно приподнять на высоту стула;
когда малыш укрепит равновесие при ходьбе, его можно начать учить поворачивать голову на ходу. Для этого дайте ему игрушку на веревочке, которую можно катить или волочить за собой, и которая будет при этом позванивать. Малыша это заставит обернуться. Можно также научить малыша брать машину на буксир, цепляя ее с помощью петли и крюка к другой машине. Это поможет ему развить ловкость рук;
ближе к своему второму дню рождения малыш сможет получить наслаждение от игры в футбол. Разумеется, он еще не готов к сильному удару, который загонит мяч в ворота; но он будет с удовольствием пинать ножкой какой-нибудь мягкий мяч и радостно смеяться при его подскакивании;
хороши игры в хороводе — Баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок! Малыш учится приседать, подскакивать, поворачиваться в разные стороны при движении. Танцы под музыку тоже развивают равновесие и координацию;
пластиковая горка или тренажер со ступеньками избавят вас от карабканий малыша на пианино, столы и скамейки и связанной с этим опасностью;
когда малыш научился держать равновесие и менять направление при движении, можно придумать для него игру с препятствиями. Развесьте в комнате скатерти на веревочках, разложите на полу диванные подушки, картонные коробки и не забудьте про пластиковую горку. Малыш будет с удовольствием ползать, карабкаться и прогуливаться в этом искусственном пространстве.