Малыши и дошкольники
Занятие для другого пола
Вы можете помочь малышу бороться со стереотипами, связанными с полом, предложив ему попробовать занятие для другого пола. Эти стереотипы начинают воздействовать на детей уже через игрушки, попытайтесь нарушить традиционный подход к их покупке. Когда ваш малыш учился ходить и ему надо было за что-то держаться, вы покупали игрушечную магазинную колясочку или миниатюрный пылесос для девочки и грузовую платформу или газонокосилку для мальчика, то теперь почему бы не поступить по-другому? Мальчики тоже любят выбирать продукты в супермаркете, а девочки не прочь повозиться с газонокосилкой на лужайке возле дома.
И конечно, мальчики, как и девочки, могут учиться заботиться о детях (куклах), готовить еду в игрушечных кастрюльках и так далее. Что касается девочек, то им тоже неплохо было бы познакомиться с набором игрушечных инструментов для дома, тем более, что когда-нибудь им придется самим закрутить какую-нибудь гайку, не дожидаясь мужской помощи. Дайте малышу возможность познакомиться со всем, что может оказаться ему полезным во взрослой жизни. Помните, что ваши дети это будущие папы и мамы. Так неужели вы не хотите, чтобы ваш сын оказался таким же хорошим воспитателем, как и его будущая избранница? Став старше, и мальчики и девочки должны уметь приготовить еду для себя. И почему бы вашей дочке не научиться чинить велосипед, раз она любит гонять на нем? Вы сейчас в состоянии пробудить в детях интерес к этим занятиям, если откажетесь от стереотипов, связанных с полом, при покупке игрушек.
Предрассудки не должны сопровождать малыша во взрослую жизнь
Если вы хотите вырастить ребенка, свободного от предрассудков, то одного лишь знакомства с разными культурными традициями будет недостаточно. Вы должны научиться противостоять стереотипам массового сознания, которые то и дело всплывают вокруг вас. Не стойте в стороне, молчаливо одобряя как скрытые, проявляющиеся незаметно, так и самые грубые и откровенные предрассудки нашего общества. Малыш может воспринять молчание как одобрение. Поэтому выводите на чистую воду любые предрассудки при столкновении с ними.
Нелегко снять негативные ярлыки, приклеенные к разным людям и национальностям, но можно попробовать начать с выявление присущих им положительных черт. Именно поэтому мы предлагаем вам знакомить малыша с книгами, фильмами, музыкой и, конечно, людьми, представляющими многонациональную культуру.
Не пытайтесь не замечать предрассудков в надежде, что к тому времени, когда малыш станет взрослым, они рассеются сами собой. Хотя в нашей культуре и появляется сегодня немало тенденций к терпимости, взаимопониманию и умению дорожить существующими различиями, мир наш еще слишком полон предубеждений и расхожих клише.
Стереотип в качестве отрицательного примера
Наиболее яркие стереотипы в характере могут стать хорошим наглядным материалом в ваших уроках по борьбе с предрассудками. Даже если вашему малышу всего два или три года, вы можете использовать книги, видео, кинофильмы и телешоу как повод для открытия дискуссии об увиденном — разных героях и их поведении в определенных ситуациях.
Для начала поделитесь с малышом своим мнением об увиденном. Сражаясь со стереотипами в печати, на телевидении или в жизни, вы приучаете и своего малыша делать то же самое. Благодаря вашему руководству малыш научится распознавать стереотипы и нечестные карикатуры. Если вы предпочитаете целеустремленную, активную, умную и отважную Беллу из диснеевского фильма Красавица и чудовище пассивной, немой, как дерево, Белоснежке (или возлюбленной Аладдина Ясмин, которая настолько несамостоятельна, что воспринимается, скорее, как неодушевленный приз в борьбе между Аладдином и Джафаром), скажите об этом малышу и объясните, почему вы воспринимаете эти образы именно так. Даже в два или три года малыш способен воспринять эти отличия, и ваш пример поощрит его относиться критически ко всему, что он читает или видит.
Операция по смене пола книжным героям
Мир в детских книжках все еще по преимуществу мужской. И герои у большинства классиков детской литературы мужские. Однако по одной лишь этой причине не стоит отвергать написанные ими замечательные истории. Но вам ничто не мешает заменить пол их героям, читая книжку своей дочке. За редким исключением операции по смене пола пройдут совершенно незаметно. Гарольд с его красным карандашом вполне сойдет за девочку, и то же можно сказать о Максе, правителе Диких Вещей.
Читая Книгу джунглей Киплинга, попробуйте превратить в девочку Маугли. Его друг Балу тоже может стать не медведем, а медведицей. Не дайте и врагам Маугли убежать от этой операции. Пусть сменят свой пол на женский змей Каа и тигр Шер Хан. Или попробуйте просто игнорировать пол, говоря вместо он, Балу, это, Балу.
Переписывая сказку заново
Поощряйте малыша к придумыванию другого развития сюжета, особенно если вы замечаете, что в него вкрались стереотипы массового сознания. Например, когда вы смотрите Король лев вместе с трех- или четырехгодовалым малышом, поинтересуйтесь у него, как ему кажется, не могли бы события разворачиваться по-иному после того, как решившийся на изгнание Симба покинул землю у Львиных скал. Спросите малыша, почему матери Налы и Симбы, а также другие львицы в стае позволили злому Скару оставаться их повелителем даже после того, как он показал им себя в своем истинном черном цвете.
Подскажите малышу альтернативное развитие сюжета или приведите ему в пример книжку или фильм, где женщины и расовые меньшинства умеют поступать наперекор сложившимся о них стереотипам. Например, почему бы львицам не сбросить Скара и не восстановить самим свою страну, видя, как стремительно превращается она в руины? Далее, когда Симба вернулся к Львиным скалам, стая могла бы принять его, пусть и не обязательно в качестве предводителя. Если в вас есть искра воображения и склонность к такому творчеству, вы могли бы пересказать малышу немало старинных историй в соответствии с вашими представлениями о жизненных ценностях.
То, что малыш усвоит сейчас, когда ему два, три или четыре года, окажет огромное влияние на его дальнейшее отношение к жизни. Поэтому не позволяйте предрассудкам пустить корни в душе вашего малыша. Объясните ему, что вовсе не обязательно бояться тех, кто не похож на тебя, и отказываться от сотрудничества с ними. Напротив, если малыш откроет свое сердце для других людей, жизнь его станет намного богаче.
Главное, что нужно запомнить
Различия заложены в природе: малыши замечают различия в расе, цвете кожи и поле точно также, как они замечают их в форме носа и других чертах лица.
Предрассудки (или оценку различий) малыши приобретают в жизни — от родителей, сверстников и из средств массовой информации.
Ваше молчание, когда вы сталкиваетесь с предрассудками малыш может воспринять как их одобрение.
Помогите малышу понять и оценить собственную индивидуальность, это сделает его более терпимым к индивидуальности других, тех, кто отличен от него.
Не уставайте повторять, что различия обогащают этот мир.