Воспитание экологической культуры
Третья неделя в октябре
Как и в сентябре, проводятся наблюдения -з а сезонными явлениями природы на участке детского сада и работа с календарем.
Ежедневно дети вместе с воспитателем или самостоятельно по его поручению наблюдают за погодой. В дни, когда они не гуляют, наблюдения ведутся из окна. В календаре закрашивается день недели и фиксируется значками погода. Изо дня в день воспитатель меняет приемы организации и проведения наблюдения, повышая интерес и самостоятельность детей к концу недели.
Так же как и в сентябре, дети осматривают растительность участка, покров земли, отмечают, какие растения еще цветут, как выглядит трава (зеленая, желтая, жухлая). Особенно тщательно осматривают дерево и куст, которые следует зарисовать в календаре: определяют, сколько и какой окраски осталось листьев на дереве, сколько под ним. Зарисовку в графу календаря Живая природа стараются сделать точно, чтобы по рисунку можно было узнать растения участка.
В конце недели дошкольники специально обращают внимание на животный мир: птиц, насекомых и прочих представителей фауны, которых можно встретить в это время, отыскивают места зимовки насекомых, свои наблюдения заносят в календарь. На субботу и воскресенье, как и в прошлом месяце, воспитатель дает домашнее задание: наблюдать за погодой в выходные дни, зарисовать ее значками на бумаге, принести зарисовки в детский сад. В понедельник все обсуждают итоги наблюдений, заполняют календарь, рассматривают готовую страницу, подводят итоги проведенной недели. По желанию детей октябрьскую страницу календаря можно сравнить с сентябрьской, выявить, что и как изменилось в погоде, как преобразилась картина живой природы в календаре.
В течение недели проводятся целевые прогулки по всей территории детского сада. Их цель — сравнивать расцвечивание деревьев, искать красивые пейзажи, чтобы создавать индивидуальные и коллективные картины, панно на темы Люблю я пышное природы увяданье..., Осень золотая.
Специальное внимание уделяется наблюдениям и обсуждению с детьми примет укорачивающегося дня. Воспитатель ведет на прогулке примерно следующий разговор: Дети, кто из вас заметил, что происходит сейчас (осенью) со светлой частью суток? День увеличивается или уменьшается? А ночь увеличивается или уменьшается? Я что-то не пойму — чувствую, что все меняется. А вот как меняется? Расскажите, кто что заметил. Воспитатель внимательно выслушивает высказывания ребят, поддерживает правильные сообщения, хвалит за наблюдательность и умение хорошо рассказать про, явления. Дает задание каждому ребенку пронаблюдать, что сейчас по утрам и вечерам они делают в темноте, а раньше (летом и в сентябре) делали это же при ярком дневном свете. Через один-два дня воспитатель возобновляет разговор с ребятами, которые делятся своими наблюдениями за изменениями продолжительности дня и ночи. Все вместе делают вывод: света стало меньше, а темноты больше, день укорачивается, а ночь удлиняется. Воспитатель выясняет, влияет ли уменьшение светового дня на жизнь растений и животных, лучше или хуже становится растениям на участке, птицам и другим животным от того, что день стал короче, а ночь длиннее.
Занятие. Беседа о кроте
Программное содержание. Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни: короткое овальное тело, передние ноги, похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный вытянутый нос с короткими усами.
Материал. Картина Кроты из вышеуказанного пособия.
Примерный ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что сегодня они познакомятся с интересным животным, живущим в наших местах, увидеть которого почти невозможно. Демонстрирует картину, название которой прикрыто. Задает вопросы : какие животные изображены на картине? Где живет семья кротов? Как она оказалась на поверхности земли? Что делают кротиха и кротенок? Кого они нашли? Как они сумели обнаружить слизняка? Что делает другой кротенок? Что делают кроты под землей? Чем они питаются? Что это такое (показ кучек земли)? Как они образовались? Что помогает кротам нормально жить под землей?
Далее воспитатель рассказывает детям о жизни кротов и по ходу рассказа задает вопросы, обеспечивающие понимание приспособленности зверьков к подземному образу жизни: Крот — это маленький зверек, размером с мою ладонь (показывает), настоящий подземный житель. Круглый год он роет ходы в почве. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей.) Правильно, выискивает всякую мелкую живность: дождевых червей, насекомых, личинок. Всем этим он питается. Чтобы прокормить себя, ему приходится рыть много ходов в разных направлениях. Как вы думаете, легко или трудно рыть? (Ответы детей.) Земля плотная, но кроты хорошо приспособлены к этим условиям. У них короткая густая черная шерстка, которая растет торчком. Их можно гладить в любую сторону, и шерстка ляжет так, как ее погладили. Скажите, почему у них такая шерсть? Почему нужно, чтобы она ложилась в любую сторону? (Ответы детей.) Правильно, кроты двигаются по узким ходам, могут ползти вперед, назад, такая шерсть облегчает продвижение.
У кротов необычные глаза и уши. Глаза маленькие, почти совсем не видят. Почему они не видят? (Ответы детей.) Правильно, под землей темно, ничего не видно, глаза не нужны. Как же кроты находят червей, личинок? (Ответы детей.) По запаху, они чуют их носом. Нос у крота вытянутый, хорошо чувствует запахи. Как еще крот может обнаружить живность? (Ответы детей.) Еще по шорохам — у него есть уши, он хорошо слышит. Где у него уши? (Ответы детей.) Уши на голове, как у всех, но их не видно, они прикрыты складкой кожи. Почему у крота такие уши? (Ответы детей.) Они прикрыты, чтобы в них не попала земля. Ушных раковин нет, чтобы они не мешали двигаться по узким ходам. Крот слышит, когда кто-то идет по земле. В этот момент он перестает рыть, затаивается. У крота необычные лапы. Какие же? (Ответы детей.) Лапы похожи на лопаты, ведь лопатой удобно копать землю! У крота они короткие, заканчиваются пальцами с широкими острыми когтями. К тому же лапы повернуты в стороны. Крот копает-то одной лапой, то другой. Лишнюю землю выталкивает на поверхность, поэтому мы можем увидеть в разных местах кучки земли — кротовины. Когда будете на лугу, возле леса поищите такие кучки. Если найдете, значит, в этих местах под землей живут кроты. На следующих занятиях мы пронтем рассказ из книги, и вы узнаете о других животных, похожих на крота.
Задание: рассказать дома папе и маме о кротах все, что запомнили. Спросить, что они знают об этих животных.