Воспитание экологической культуры
Четвертая неделя в октябре
Занятие. Слепые землекопы
Программное содержание. Закрепить представление детей о кротах. Расширить их знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни.Материал. Книга Экология в картинках (рассказ Слепые землекопы), глобус, маленькие изображения кротов, златокротов, сумчатых кротов.
Примерный ход занятия
Воспитатель напоминает детям о картине, на которой изображена семья кротов, спрашивает о том, что дома родители рассказали детям о кротах, выслушивает ответы. Затем читает рассказ Слепые землекопы до последнего абзаца и задает детям вопросы : на каких материках встречаются животные, похожие на крота? (Отыскивают на глобусе названные в рассказе материки.) Чем отличается златокрот от крота? Чем они похожи друг на друга?
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением насекомого медведки, имеющего сходство с кротом. Говорит, что оно тоже живет в земле и роет ее. Затем читает вопрос автора из последнего абзаца рассказа. Предлагает детям подумать и сказать, почему крот и златокрот, живущие на разных материках планеты, похожи друг на друга.
В заключение воспитатель вместе с детьми отыскивают на глобусе места, где живут крот, златокрот, сумчатый крот, прикрепляют их изображения.
На следующий день воспитатель печатает рассказ, дети рисуют к нему иллюстрации, складывают и то и другое в самодельную книгу.
Цикл наблюдений за аквариумными рыбами
(продолжение)
Наблюдение 7. Как дышат рыбы?
Цель. Дать детям представление о то м-, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи специальных органов — жабр. Жаберные крышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы Они постоянно открываются и закрываются — так рыба дышит.
Наблюдение 8. Легко ли дышать нашим рыбкам? Детям дается задание для самостоятельного наблюдения.
Цель. Учить дошкольников по поведению рыб определять их состояние, достаток воздуха в воде. Воспитатель предлагает детям самостоятельно понаблюдать за рыбами и выяснить: их жаберные крышки открываются сильно или слабо, часто или редко; рыбки плавают по всему аквариуму или держатся у поверхности воды У чить делать выводы: если рыбки спокойны, плавают по всему аквариуму, жаберные крышки открываются слегка, значит, им воздуха хватает, они хорошо себя чувствуют. И наоборот, если рыбки часто поднимаются к поверхности, хватают ртом воздух над водой, а жаберные крышки работают сильно, значит, воздуха в воде мало, рыбы задыхаются, им плохо. Необходимо им помочь: сменить часть воды (в свежей больше воздуха), долить воды, если ее мало, отсадить рыб, если их очень много, или поставить компрессор, подающий воздух. После оказания помощи наблюдать, изменилось ли состояние рыб.
Наблюдение 9. Наведи порядок в аквариуме.
Цель. Учить детей замечать изменения в состоянии аквариума — грязь на дне, налет на стеклах, желтые листья и стебли, уменьшение воды, пыль и пятна на стеклах. Оценивать их как ухудшение условий для жизни водных обитателей. Учить детей наводить порядок в аквариуме, видеть красоту-его чистого состояния.
Детям дается домашнее задание: рассмотреть рыбу, которую мама покупает в магазине. Обратить внимание на вытянутое гладкое (скользкое) тело, маскировочную окраску (темную спину и светлое брюшко), форму и расположение чешуек, чистить которые можно только от хвоста к голове. В группе дети рассказывают о своих наблюдениях.
Продолжаются игры с глиняными изделиями, вылепленными коллективно. Если в игре случайно что-то разбивается, воспитатель обсуждает, почему это случилось: сухая глина твердая, но хрупкая, от удара легко рассыпается на куски. На глазах у детей воспитатель пробует починить разбитую игрушку: смачивает края водой, размягчает глину, соединяет части и ставит на длительное просыхание. Высохшую игрушку подкрашивают и включают в игру.
Занятие. Что человек делает из глины?
Программное содержание. Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда). Дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству, из хорошей белой глины делают столовую посуду. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой — дымковской, филимоновской.
Материал. Простая и художественная глина, керамические изделия, фаянсовая и фарфоровая посуда, глиняные горшки, кирпич, иллюстрации с изображением кирпичных строений. Воспитатель организует мини-выставку с тремя экспозициями: 1) керамическими изделиями и посудой; 2) глиняной игрушкой; 3) иллюстрациями строений из кирпича и кирпичами. Примерный ход занятия
1-я часть. Дети рассматривают и сравнивают простую и художественную глину, выделяют и называют отличие. Подготавливают глину для лепки.
2-я часть. Осмотр выставки. Воспитатель поясняет, как делают разные изделия, как и зачем их обжигают в печи. Дети осматривают по очереди экспозиции, любуются красотой предметов. Воспитатель напоминает, что все очень хрупкое, легко бьется — такие свойства у глины. Если в детском саду имеются гончарные круги, муфельная печь, воспитатель знакомит ребят с этими предметами (а в дальнейшем показывает, как ими пользуются). Возле третьей экспозиции воспитатель рассказывает об изготовлении кирпичей, предлагает детям трогать, поднимать их, говорит о значении этого стройматериала.
3-я часть. Дети берут с выставки по одному предмету в качестве образца и лепят свое изделие из хорошей глины. Создается новая экспозиция детских работ.