Воспитание экологической культуры
Работа с детьми в ноябре первая неделя
Цикл наблюдений за аквариумными рыбами может быть продолжен. Содержанием наблюдений могут стать видовые особенности рыб. Например, если в аквариуме рыбы разных слоев воды, тогда целесообразно наблюдать такие моменты: какие рыбы чаще пребывают у поверхности воды, в толще, возле дна (задание для самостоятельного наблюдения); как берут корм (из кормушки, на лету, собирают со дна); какое имеют строение данные рыбы (например, крапчатые сомики ), рыбы верхних слоев воды (например, гуппи, меченосцы, линеатусы ); как незаметны рыбы с маскировочной окраской тела (сомики, линеатусы ).
Если в аквариуме живут хищные рыбы (цихлиды, ротан и др.), то с детьми можно наблюдать их затаивание, бросок-нападение на жертву (корм), особенности строения (большая голова, рот, острые зубы).
На участке детского сада вывешивается кормушка для птиц, начинается их подкормка, которая продолжается до конца марта. Эти действия сопровождаются разговором воспитателя с детьми об условиях жизни зимующих птиц (мало корма, короткий день, похолодание), о роли подкормки в их жизни в трудный период года.
Занятие. Сравнение рыб и лягушек
Программное содержание. Формировать обобщенное представление: рыбы — водные обитатели; лягушка — обитатель воды и суши; рыбы и лягушки — быстроплавающие животные. Вода плотнее воздуха, в ней передвигаться труднее, строение водных обитателей приспособлено к этому.
Материал. Большая емкость с водой; лопатки; аквариум с рыбами; картины с изображением лягушек.
Примерный ход занятия Воспитатель задает детям вопросы: можно ли рыб называть водными обитателями? Что им помогает постоянно жить в воде? Как рыбы приспособлены к жизни в воде? Почему сложилась поговорка Чувствовать себя как рыба в воде?
Затем дети практически испытывают свойства воды и воздуха: делают одинаковые (размешивающие) движения руками, лопатками в воздухе и в емкости с водой. Делают вывод: в воде (ее толще) совершать действия труднее, чем в воздухе, потому что она плотнее его. Воспитатель предлагает назвать особенности строения рыб, которые позволяют им быстро плавать в воде (вытянутое, обтекаемое тело, отсутствие шеи, гладкая чешуя, ее расположение, плавники), и говорит, что рыб можно назвать быстро плавающими животными. Дети наблюдают, как легко рыбы плавают в аквариуме.
Затем идет беседа о лягушке: она приспособлена к жизни и в воде, и на земле, поэтому про нее можно сказать, что она обитатель земли и воды (земноводное животное). Воспитатель выясняет, может ли лягушка быстро плавать в воде, какие особенности строения помогают ей в этом, можно ли ее назвать быстро плавающим животным.
В последней части занятия воспитатель проводит игру-соревнование между двумя группами детей — какая из них даст больше правильных ответов на вопросы: чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга? Чем рыбы и лягушки похожи между собой?
Вечером воспитатель предлагает детям в домашних условиях (в ванне) еще раз испытать плотность воды: протаскивать игрушки, ходить в воде и пр. Дает также задание поискать книжки, иллюстрации про разных водных животных. На следующий день в свободное время дети обмениваются впечатлениями, рассматривают книги, иллюстрации с изображениями новых водных обитателей, рассматривают глобус и находят места, где живут эти обитатели.
Продолжается ознакомление детей с природными материалами.
Комплексное занятие. Сравнение песка, глины и камней
Программное содержание. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени, творчество в лепке, умение правильно называть разные явления, объяснять их.
Материал. Камни и глина на каждого ребенка, сухой песок в миске, часы песочные (на 1 и 10 мин), большая банка с водой, 2-3 гвоздя, молоток, доски для лепки, фанера или поднос для коллективной лепки, фишки, которыми воспитатель будет награждать детей за правильные ответы.
Примерный ход занятия
1-я часть. Дети садятся вокруг одного большого стола. Воспитатель делит их на две команды и каждой дает название. Проводит соревнование: предлагает сравнивать материалы парами — песок (сухой) и камни, песок и глину, камни и глину. С каждой парой материалов проводятся опыты и сенсорное обследование:
дошкольники их рассматривают, ощупывают, пытаются сыпать, надавливать, забивать гвоздь, слушают стук при падении камня, куска глины, шуршание струйки песка. Сравнивая камни и песок, воспитатель проводит опыт — выясняет, что тяжелее: в банку с водой насыпает песок и камни, все перемешивает палкой. Дети наблюдают, как происходит оседание на дно материалов (опыт проводится 2—3 раза), делают вывод, что камни тяжелее песчинок, оседают раньше. В соревновании команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ получают фишку. Воспитатель четко соблюдает правила соревнования.
2-я часть. Физкультминутка: дети встают, подсчитывают фишки, определяют результаты соревнования. Команда-победитель делает круг почета, другая аплодирует ей.
3-я часть. Дети садятся на места. Воспитатель уточняет в беседе с ними, как и для чего люди используют природные материалы (песок, глину, камни), затем демонстрирует песочные часы. Дети наблюдают в течение 1 мин за движением песка. Потом воспитатель ставит другие песочные часы, предлагает за 10 мин слепить любое домашнее животное, птицу, сам в это же время делает из глины и камней изгородь скотного двора на фанере. По истечении времени он обращает внимание детей на то, что десять минут — это много и они вместе успели за это время сделать целое стадо разных животных. Все помещают свои изделия во двор. В дальнейшем воспитатель разрешает играть с поделками.