Воспитание экологической культуры
Вторая неделя в ноябре
Начинается подкормка птиц на кормушках участка детского сада. Воспитатель обсуждает с детьми вопросы организации : каким кормом подкармливать птиц, как собирать хлебные крошки и другие сухие остатки питания, как их хранить, в какое время выкладывать на кормушку. Дети вместе с воспитателем находят наиболее удобные формы организации подкормки птиц.
Занятие. Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения
Программное содержание. Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими, тонкими листьями требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые еще и опрыскивать; другие —- с плотными, толстыми листьями, стеблями — засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев — это приспособленность засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому ее расходованию. Поливать комнатные растения надо по-разному, в соответствии с их потребностями во влаге.
Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым.
Материал. Два растения — типичные представители влаголюбивой и засухоустойчивой групп (например, бальзамин и алое, традесканция и агава, циперус и красуля и др.), глобус.
Примерный ход занятия
Сначала воспитатель обращает внимание детей на то, что в помещении много красивых комнатных растений, которые благодаря заботе дежурных хорошо себя чувствуют. В беседе дети вспоминают, какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли, называют их общие потребности в воде, свете, тепле, питательной почве.
Далее воспитатель рассказывает дошкольникам о том, что комнатные растения имеют разную потребность в воде: одним нужно ее много, другим — поменьше, третьим — совсем мало. Это потому, что все они родом из разных мест. Некоторые растения у себя на родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее можно не запасать впрок. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много.
Есть растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве совсем нет. Растения, которые живут в этих местах, привыкли терпеть засуху и приспособились запасать воду — накапливать ее в стеблях, листьях и потом понемногу расходовать, Такие растения имеют толстые стебли, мясистые, сочные листья, покрытые плотной (иногда жесткой) кожицей. Тонких листьев, которые отдают (испаряют) много влаги, у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев: вместо них — колючки.
Затем воспитатель ставит перед детьми два растения: алоэ и традесканцию. Спрашивает у детей названия растений, если они знакомы с ними, или называет их сам, если ребятам эти растения неизвестны. Предлагает их рассмотреть и рассказать про них: описать сначала одно, потом другое. Следит, чтобы дети назвали все особенности стеблей, листьев. Когда описание кончится, задает такие вопросы: какое из этих двух растений может запасать воду? Какое не может? Как узнали, что алоэ запасает влагу? Почему решили, что традесканция не делает запасов? Почему алоэ должно запасать воду? В каких местах оно растет на родине? В каких местах растет традесканция на родине? Как же мы должны ухаживать за ними: одинаково поливать или по-разному? Как по-разному?
Воспитатель продолжает: Теперь послушайте, я расскажу про эти растения. Родина алоэ — Южная Африка, где много сухих степей (показывает на глобусе). В этих местах жарко и сухо, но для алоэ хорошо. Там это растение цветет оранжево-красными цветами. Местное население ценит это растение и использует его от многих болезней: ожогов, простуды и др. В комнатных условиях алоэ цветет очень редко. Из листьев этого растения изготовляют ковры, морские канаты.
Традесканция растет в болотистых местах южной части Северной Америки (показывает на глобусе). Свое название это растение получило по фамилии английского садовода Джона Традес-канта, который жил в Англии 300 лет назад (показывает Англию на глобусе). Он очень любил растения, ездил по разным странам, собирал их, затем выращивал в своих садах. С тех пор традесканция распространилась по всему миру как комнатное растение. Она растет легко, быстро, ее только надо много поливать, так как она родом из болотистых мест.
В последней части занятия дети обходят групповое помещение, рассматривают растения, находят среди них засухоустойчивые и влаголюбивые, решают, как их надо поливать.
В последующие дни дети вместе с воспитателем совершают экскурсию по детскому саду, осматривают растения в холле, комнате природы, кабинетах, определяют, какие среди них засухоустойчивые, какие — влаголюбивые. Заходят в младшую или среднюю группу, дают рекомендации, как поливать влаголюбивые растения.
Занятие. Где у саксаула листья?
Программное содержание. Дать детям первоначальное представление о пустыне: большие пространства земли — песчаные или каменистые, где летом очень жарко и сухо, так как редко идут дожди. В пустыне мало растительности, там растут только засухоустойчивые растения: дерево саксаул, колючие кустарники.
Обозначить закон природы: все растения и животные живут в тех местах, к которым они приспособлены, где они себя чувствуют как дома. Уточнить с детьми представление о приспособленности знакомых им животных: белого медведя, крота, лягушки, рыб.
Материал. Книга Экология в картинках (рассказ Где у саксаула листья?), глобус, картина Караван верблюдов1.
Примерный ход занятия
Воспитатель спрашивает у детей, видел ли кто-нибудь пустыню, бывал ли кто-то в ней. Предлагает всем посмотреть картину, на которой изображена большая пустыня (вывешивает картину Караван верблюдов). Задает вопросы: кто изображен на картине? Сколько верблюдов? Что они делают? Где находятся верблюды и погонщики? Почему пустыня изображена желтой? Что растет в пустыне? Почему верблюды и люди оказались в пустыне? Трудно ли им идти по пустыне? Почему про верблюда говорят пустынное животное? Что верблюду помогает подолгу находиться в пустыне?
Затем воспитатель читает рассказ Где у саксаула листья? из книги Экология в картинках (до последнего абзаца). Уточняет, как его поняли дети: просит их рассказать, как называется дерево, растущее в пустыне, какие у него листья, чем оно отличается от деревьев на участке детского сада.
В конце занятия воспитатель говорит о том, что дети хорошо познакомились с одним законом природы — первым законом экологии; читает последний абзац рассказа, где он сформулирован. Предлагает детям вспомнить животных, про которых они узнали из книги, которых наблюдали в уголке природы, в лесу, и сказать, как они приспособлены к своему месту обитания. Дети рассказывают о белом медведе, кроте, рыбах, лягушках, а воспитатель помогает им назвать их приспособительные признаки.
На следующий день воспитатель печатает рассказ, а дети иллюстрируют его: рисуют саксаул, пустыню, изготавливают самодельную книгу.
На этой же неделе воспитатель знакомит детей с мелом и углем. В свободное время педагог показывает детям куски угля, мела, просит ребят рассмотреть породы, сравнить их, обращает внимание на то, что они пачкаются (воспитатель держит наготове мокрое полотенце, чтобы дети во время наблюдения обтирали испачканные руки). Показывает им, что материалы твердые, но хрупкие, легко ломаются, раскалываются, оставляют следы — ими можно рисовать на полу, асфальте, доске, бумаге. Воспитатель организует свободное рисование детей углем и мелом.
Далее можно провести ознакомление детей с углем и камнем-ракушечником в форме занятия, на котором сначала обследуют свойства и особенности пород, сравнивают их. Затем педагог рассказывает о том, как уголь добывают из-под земли, показывает детям на глобусе некоторые месторождения (Донецкий и Подмосковный угольные бассейны), сообщает о его значении в жизни человека: уголь хорошо горит и дает много тепла, поэтому его используют для топки печей и обогрева помещений, получения электричества. Рассказывает о том, что камень-ракушечник — это горная порода, которая образовалась вблизи моря (в камне есть ракушки), его добывают и используют в строительстве зданий, разных сооружений, из него делают школьный мел и мел-порошок для побелки стен и потолка помещений.