Воспитание экологической культуры
Третья неделя в ноябре
Продолжается подкормка птиц: у детей вырабатывается привычка регулярно и организованно выкладывать корм на кормушку.
Ежедневно проводятся наблюдение за погодой и работа с календарем (аналогично тому, как это делалось в сентябре и октябре). Дети наблюдают три параметра: состояние неба, ветра, степень тепла и холода. Воспитатель разнообразит приемы наблюдения, повышает самостоятельность детей. В середине недели все рассматривают дерево, куст, которые обычно изображают в календаре, отмечают, каким стал покров земли, пытаются отыскать насекомых.
Воспитатель обращает внимание детей на суточное время, на темную и светлую части суток. Объясняет, что сутки — это день и ночь вместе, сутки всегда одинаковые — это 24 часа. А день и ночь разные: летом день длинный, света много, а ночь короткая, темноты мало. Зимой, наоборот, ночь становится длиннее, а день короче. Дети наблюдают в окно (при погашенном свете) темноту утром и вечером, обсуждают, что лучше для человека, животных, растений — свет или темнота. Воспитатель рисует модель суточных изменений осенью или добавляет ее в календарь природы в графу Живая природа (рис. 1).
Воспитатель рассматривает с детьми модель, просит их показать, где ночь, а где день, какой первый, второй и третий месяц осени, в каком месяце ночь длиннее, а в каком короче, как это замечают люди в жизни.
В свободное время воспитатель выясняет, какое значение имеет свет для жизни растений, животных, людей. Обсуждает, как растения реагируют на уменьшение света (листья на деревьях и кустах начинают желтеть, затем опадать), как животные реагируют на уменьшение дня (звери готовятся к зиме, северные птицы откочевывают к югу, где день длиннее). Педагог беседует о том, как люди реагируют на увеличение темной части суток (зажигают лампы и все делают при искусственном свете).
Целевая прогулка по территории детского сада. Растет ли у нас саксаул?
Дети обходят территорию и при этом осматривают деревья, отыскивая среди них саксаул. Воспитатель время от времени провоцирует их: Вот голое дерево — это, наверное, саксаул! Дети должны узнать дерево (по коре, плодам, веткам) и доказать, что это не саксаул. Или: Вот дерево с колючками — это, наверное, саксаул!
Дети объясняют, что ель — это не саксаул, у нее не колючки, а иголки. Воспитатель предлагает всем день-другой подумать, почему же листья со всех деревьев опали, а хвоя на ели и сосне осталась.
В конце прогулки делают вывод, что на участке нет саксаула и быть не может, так как это дерево приспособлено жить в пустыне.