Воспитание экологической культуры
Четвертая неделя в ноябре
Продолжается подкормка птиц. Воспитатель предлагает детям обращать внимание на кусты, деревья, расположенные вблизи кормушек: бывают ли на них птицы, ожидающие корма?
В один из дней недели воспитатель обсуждает с детьми то, как проходят дежурства в уголке природы. Отмечает детей, которые хорошо освоили трудовые операции кормления животных, полива растений. Сообщает, что внимательно осматривать надо не только животных, но и растения. Прежде чем их поливать, необходимо убедиться, что земля сухая. В ноябре (накануне зимы) все растения уже следует поливать немного, так как они находятся в состоянии покоя. Обильный полив в это время нужен только цветущим растениям. Засухоустойчивые растения нужно поливать реже, чем все остальные. Предлагает дошкольникам познакомиться с новым растением — кактусом. Осмотрев и описав его характерные особенности, дети самостоятельно решают, к какой группе растений (влаголюбивой или засухоустойчивой) он относится.
Комплексное занятие. Беседа об осени
Программное содержание. Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.). Растения и животные приспособились к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края. Учить детей по значкам и рисункам календаря описывать события природы.
Материал. Календарь природы, загадки об осени, стихотворение А. С. Пушкина Осень и другие стихи, репродукции картин на тему Золотая осень, пластинки с произведениями П. И. Чайковского из цикла Времена года (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
Примерный ход занятия
Воспитатель, не объявляя автора и названия, выразительно читает стихотворение А. С. Пушкина Осень (Унылая пора! Очей очарованье!..). Обращает внимание детей на красоту поэтического выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идет речь. Говорит детям, что осень кончается (идет последняя неделя ноября — последнего осеннего месяца), скоро наступит зима. Предлагает посмотреть на три страницы календаря и рассказать, как менялось состояние природы осенью. Примерные вопросы к беседе : какая погода была в конце сентября? Какие были дни: холодные или теплые; солнечные или пасмурные, дождливые; тихие или ветреные? Как это видно из календаря? Стало теплее или холоднее? Изменилась ли погода в ноябре? Как это видно из календаря? Как выглядели деревья и кусты в сентябре, октябре, ноябре? Как менялся покров земли осенью? Что стало осенью с насекомыми? Почему они есть на календаре в сентябре и их нет в ноябре? Что происходило осенью с птицами? Какие птицы изображены на страницах нашего календаря? Какие из них перелетные, какие зимующие?
Воспитатель напоминает, что осень — красивое время года, предлагает всем вспомнить листопад, осенние цветы, клумбы, фрукты и овощи в вазах и корзинах. Рассказывает, что осень вдохновляет некоторых людей писать стихи, музыку, картины. Таким был А. С. Пушкин, он любил осень, у него создавалось поэтическое настроение и рождались красивые стихи. Воспитатель (или дети) еще раз читает стихотворение Осень, стихи других поэтов.
Воспитатель продолжает рассказ: под впечатлением красоты П. И. Чайковский написал музыку на тему каждого осеннего месяца, ставит пластинку, дети слушают Сентябрь. Затем предлагает всем пройти на выставку осеннего пейзажа (репродукций на тему осени заранее развешаны в другом помещении: раздевалке, спальне и т. д.). Дети смотрят картины, делятся впечатлениями, воспитатель называет художников, названия картин. Одновременно звучит музыка П. И. Чайковского Октябрь.
В последней части занятия воспитатель предлагает самим детям сделать красочный рисунок на тему осени. Дети рисуют под музыку П. И. Чайковского Ноябрь.
Продолжая ознакомление с песком, глиной, камнями, воспитатель уточняет с детьми значение природных материалов для жизни животных.
Вместе осматривают уголок природы, выясняют: песок нужен рыбам в аквариуме (он лежит на дне, на нем растут растения), птице в клетке (он лежит на дне, она его клюет), черепахе в террариуме; камни не нужны никому, но они могут быть на песке в аквариуме, за ними рыбки могут прятаться, камни можно поместить в террариум, мелкие — к птице в клетку; глина не нужна никаким животным в уголке природы.
Воспитатель показывает детям, что птицам, живущим в неволе, необходима минеральная подкормка — крошки угля и мела, которые они иногда клюют: это полезно для их здоровья. Воспитатель помещает сам или просит детей поставить в клетки коробочки с минеральной подкормкой, затем понаблюдать, что будут делать птицы, когда и как будут клевать крошки мела, угля.