Воспитание экологической культуры
Работа с детьми в декабре
С первой недели декабря воспитатель начинает с дошкольниками вести работу, которая поможет им понять смысл бережного отношения к природе, смысл средообразующей роли различных трудовых действий в уголке природы, на участке, в парке, лесу, направленных на создание или поддержание хороших условий для растений и животных ближайшего окружения. Эта работа должна помочь им осознать значение получаемых знаний о природе, использовать их в различных практических делах.
Важная роль проводимой с детьми работы заключается еще в том, чтобы пробудить в них инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, с которыми дети вступают в контакт. Главным организующим приемом, который поможет воспитателю подтолкнуть детей к самостоятельно-нравственным проявлениям, является введение Панорамы добрых дел и регулярная работа с ней.
Панорама добрых дел: ребята хотят стать юными экологами — это информационный стенд, где фиксируются и прослеживаются любые хорошие проявления детей по отношению к природе. Стенд может быть изготовлен из плотного листа ватмана: сверху — красиво написанный заголовок; слева (сверху вниз) наклеены фотопортреты детей; сверху (под заголовком) слева направо идут графы, в которых обозначены ситуации возможных позитивных проявлений детей. Их рубрики могут быть примерно такими: 1) хорошее дежурство в уголке природы; 2) изготовление плакатов к акции Зеленая елочка — живая иголочка; 3) развешивание плакатов про елку; 4) активность и инициатива в зимней подкормке птиц; 5) хорошие дела дома (с растениями, животными, на прогулках в природе); 6) любые хорошие самостоятельные поступки детей, их инициатива; 7) интересные наблюдения в природе; 8) самостоятельное выращивание растений (лука и др.).
Кроме обозначенных, могут быть и другие ситуации, которые воспитатель посчитает целесообразным отобразить на стенде. Например, интересные рисунки о природе, поделки из природного материала, сочинение сказок и маленьких рассказов (т. е. графа Природа в детском творчестве). Можно выделить рубрики Что я заметил красивого в природе, Весенние наблюдения, Участие в акции День Земли и др. Во всех случаях воспитатель, расчерчивая ватман, оставляет несколько граф без названий, чтобы ими можно было воспользоваться несколько позже. Последняя графа — это подведение итогов: количество набранных каждым ребенком похвальных очков. Предпоследняя графа — Доброе отношение к людям, в которой нужно будет зафиксировать особенно хорошие, яркие поступки детей по отношению к людям: детям в группе, взрослым в детском саду, родственникам в семье (к родителям, бабушке с дедушкой, братьям и сестрам). Каждая рубрика может быть обозначена не только словами, но и простыми символическими рисунками, чтобы дети понимали и помнили, за что они получили похвальные очки (рис. 2).
Разграфленный стенд — Панорама добрых дел — заполняется постепенно с декабря и до конца учебного года по мере совершения детьми хороших поступков, добрых дел в природе. Все достойные поступки отмечаются одним и тем же значком (кружочком, квадратиком, звездочкой или как-то иначе) — это похвальные очки. В конце года их подсчитают и сумму проставят в графе Итоги. Решающее значение Панорама добрых дел будет иметь в апреле, когда отмечается День Земли, а у дошкольников будет посвящение в юные экологи. Панорама добрых дел станет показателем индивидуальных успехов детей.
Одним из таких добрых дел будет акция Зеленая елочка — живая иголочка, которая проводится детьми и взрослыми в декабре и январе.
Другим важным новшеством в работе воспитателя в декабре (и в другие зимние месяцы) является начало ознакомления детей с сообществами растений и животных. До сих пор дети знакомились с отдельными растениями и животными, их взаимосвязью со средой обитания, приспособленностью к ней. Теперь дошкольникам можно начать показывать элементарные связи в некоторых сообществах (экосистемах). На различных занятиях они познакомятся с лесной экосистемой, проследят в ней некоторые пищевые цепи, доступные для понимания детей 6—7 лет, продолжат узнавать о природоохранной деятельности человека.
Особенность декабря — самые короткие дни и самые длинные ночи. Именно поэтому в декабре воспитатель знакомит детей с Солнечной системой, дает первоначальные знания о мироздании, о спутнике Земли — Луне.
Проводится цикл наблюдений за Луной, звездами в темное время суток. С этой целью весь месяц используются любые моменты на вечерних прогулках, когда небо безоблачное. Воспитатель с дошкольниками отыскивают на небе Луну, звезды, наблюдают их мерцание, наблюдают, как облака закрывают планету или как она выходит из-за них, как освещает местность.