Воспитание экологической культуры
Первая неделя в декабре
Продолжается подкормка птиц на участке детского сада. Воспитатель вместе с детьми выкладывает корм на "кормушку в самом начале прогулки, дает им задание для самостоятельного наблюдения — заметить следующие моменты: прилетят ли птицы на кормушку, какие именно, много ли их, будут ли птицы летать вблизи участка, какие из них не подлетят к кормушке.
С этого периода необходимо начать углубленную индивидуальную работу с дежурными в уголке природы. Следует ввести длительное дежурство: двое детей (может быть, трое, если в уголке много объектов) дежурят по два или три дня (два дня обязательных, третий — по желанию детей). Воспитатель прослеживает следующие моменты: 1) как дети начинают дежурить (производят ли осмотр растений и животных, выявляют ли их самочувствие, определяют ли, чего им не хватает из условий и что поэтому необходимо сделать); 2) как у детей идет наращивание самостоятельности и становление навыков уборки, подготовки корма, кормления животных; 3) как осуществляют дифференцированный полив растений, учитывают ли их влаголюбивые и засухоустойчивые особенности; 4) как завершают дежурство: кладут ли на место предметы труда, наблюдают ли за поведением животных в хороших условиях.
Осуществляя руководство и индивидуальный подход к детям во время дежурства, воспитатель использует различные приемы: напоминание, показ, совместные действия. Поддерживает их самостоятельность, инициативу, хвалит за успехи, обязательно спрашивает, хотят ли они дежурить третий день.
Занятие. Через добрые дела можно стать юным экологом
Программное содержание. Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.
Материал. Книги-сказки Лиса, заяц и петух, Золушка; кукла в костюме доброй феи с сумочкой (или с корзинкой); стенд Панорама добрых дел: ребята хотят стать юными экологами; клей, пластилин, авторучка; модель Сухое (несчастное) дерево (рис. 3) с набором зеленых листьев из бумаги, которые лежат в сумочке феи. Модель изготавливается на картоне методом аппликации (бумага, ткань, кусочки коры и пр.). Зеленые бумажные листочки раздаются детям, воспитатель надписывает то, что придумал ребенок, и наклеивает на модель.
Примерный ход занятия
1 -я часть. Воспитатель кратко вводит детей в мир добрых и злых поступков через знакомые литературные примеры. Демонстрируя книгу-сказку Лиса, заяц и петух, спрашивает у детей, кто в этой сказке сделал доброе дело (заяц — пожалел лису и пустил в свою избушку), а кто совершил зло (лиса — выгнала зайца из избушки). Кто еще сделал добро (петух — помог зайцу: прогнал лису)? Спрашивает, какие они еще знают сказки, рассказы, где герои совершают добрые и злые дела, обсуждает примеры, приведенные детьми. Напоминает им сказку Золушка (демонстрирует книгу), говорит о доброте главной героини, о доброй фее. При этом раздается стук — фея пришла к детям (вносится кукла-фея), она хочет послушать разговор ребят о добрых делах. Воспитатель спрашивает у феи, как сказать, что такое добро, добрые дела. Фея шепчет на ухо, и воспитатель говорит: Добро — это такие дела и поступки людей, от которых другим становится хорошо, радостно и приятно. Добро — это забота о других. Добро никого не обижает и ничего не разрушает. Добро все равно что солнышко весной: светит, греет, от него все сияет, оживает, всем становится тепло и радостно.
2-я часть. Работа с моделью Сухое (несчастное) дерево. Воспитатель демонстрирует модель, объясняет, что на бумаге сухое (несчастное) дерево, спрашивает: можно ли ему помочь? Фея говорит, что можно: она принесла волшебные листочки, каждый, кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело. Фея раздает детям по одному зеленому листочку, предлагает подумать, как можно помочь дереву. Подумав, дети начинают предлагать: полить, окопать, обрезать сухие ветки, замазать раны, еще раз полить и т. д.
Воспитатель берет листочек ребенка, пишет на нем имя и действие, которое он назвал, прикрепляет листочек к дереву (с помощью клея и пластилина). Когда все дети внесут свои предложения, воспитатель обращает их внимание на дерево: оно зазеленело, на нем выросло много листочков от добрых пожеланий ребят. Сухое дерево от заботы и доброты стало счастливым. Воспитатель говорит: Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы к ним будем проявлять доброту, заботиться о них, и порадуют нас красотой и здоровьем.
3-я часть. Воспитатель демонстрирует стенд Панорама добрых дел, объясняет, что за все хорошие поступки и дела в природе дети получат похвальные очки, которые будут нарисованы значками в пустых клетках против каждого фотопортрета. Далее показывает вертикальные графы-рубрики добрых дел. Спрашивает: что же хорошего для растений и животных дети могут сделать в детском саду и дома? Выслушивает ответы и сообщает, что уже сейчас можно проставить похвальные очки детям-дежурным, которые вчера и сегодня хорошо дежурили в уголке природы. Рисует значки в соответствующих клеточках, рассказывает о других рубриках (Хорошее отношение к растениям и животным дома, - Интересные наблюдения в природе и пр.). Заводит разговор об акции Зеленая елочка — живая иголочка: Ребята, наступил декабрь. В конце месяца будет замечательный праздник, мы все его очень любим — это Новый год! Так повелось издавна, что Новый год всегда встречали с елкой: ее рубили в лесу, привозили в дом, наряжали, вокруг нее веселились, а после Нового года, когда она засыхала, ее выбрасывали. Раньше в России были громадные леса, елок было очень много. Теперь лесов осталось мало и елок тоже мало. Мы с вами можем помочь сберечь их: нарисуем плакаты о том, чтобы не рубили живые ели, развесим их на улице в разных местах. Праздник в зале у нас будет обязательно с елкой, только не с живой, а с искусственной. Вокруг живой елочки на нашем участке (или в ближайшем лесу) мы тоже устроим праздник, но рубить ее не будем.
Рисовать плакаты, развешивать их, не просить у мамы и папы купить живую елку — это тоже добрые дела. Все, кто будет принимать в них участие, заработают похвальные очки. Воспитатель показывает в Панораме добрых дел рубрику Изготовление плакатов и др.
В заключение занятия воспитатель говорит: Каждый из вас сможет сделать много добрых дел в природе: в декабре, январе, феврале и далее. Вы станете настоящими друзьями природы, а к апрелю — юными экологами: будете много знать о природе и часто делать хорошие дела. Воспитатель спрашивает у куклы-феи, одобряет ли она их задумки. Фея хвалит, радуется и говорит, что она будет иногда приходить к ребятам и интересоваться их добрыми делами.
Цикл наблюдений за елью во время прогулки
(на участке детского сада или в ближайшем окружении)
Наблюдение 1. Чем ель не похожа на другие деревья? У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель — хвойное дерево.
Наблюдение 2. Как различить ель, сосну и лиственницу? У сосны иголки длинные, более мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твердые. Сосна выше ели, ветви у нее наверху, ствол прямой и голый. У лиственницы иголочки мягкие, как листочки, на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на них висят маленькие шишки с семенами.
Наблюдение 3. Чем ель на участке отличается от игрушечной елки? На улице живая ель: у нее в земле корень, который в теплое время года всасывает воду и питательные вещества из почвы. По стволу и веткам движется сок, меняются иголки — старые опадают, новые отрастают. Каждую весну и лето ель растет, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее. Ель живая, о ней надо заботиться: стряхивать тяжелый снег с ее лап, поливать в засуху.
Игрушечная елка маленькая и неживая, с ней можно играть.
На этой неделе во время вечерних прогулок с ребятами воспитатель отслеживает главные фазы Луны: новолуние, узкий серп (четверть — месяц), половину Луны, полнолуние и ее исчезновение. Для этого воспитатель рисует модель лунного месяца (4 недели — 28 дней в полном соответствии с лунным календарем), по которой с детьми отслеживается фаза планеты. Перед выходом на прогулку воспитатель по модели вместе с детьми находит ее состояние и форму, говорит: Мы сейчас идем гулять, посмотрим на небо, поищем Луну. Если облаков нет, то мы ее увидим, она должна быть вот такая (указывает на соответствующую фазу модели). Очень интересно посмотреть на растушую (или убывающую) Луну (или на ее зарождение, полнолуние). Если погода позволит наблюдать спутник Земли несколько дней подряд, воспитатель обращает внимание ребят на изменение его формы, размера, а также на освещение местности, тень от деревьев, строений, забора. Отмечает красоту лунного пейзажа.