Воспитание экологической культуры
Вторая неделя в декабре
Продолжается индивидуальная работа с дежурными по уголку природы, на участке — зимняя подкормка птиц.
Комплексное занятие. Беседа о лесе
Программное содержание. Уточнить и расширить представление детей о лесе. В лесу растет много разных деревьев, кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов. В лесу живут разные животные: хищные звери (волк, лиса, медведь, рысь, куница), животные, которые питаются растениями или насекомыми (лось, заяц, белка, лесная мышь, еж, лягушка, ящерица), лесные птицы (сорока, соловей, сова, синица, дятел, клест), насекомые (муравьи, жуки, гусеницы, комары). Лес — это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Леса бывают разные. Смешанные — в них растут лиственные и хвойные деревья. Бывают березовые, дубовые рощи, сосновый бор, тайга. Лес по-разному выглядит в разное время года. Он всегда красив, поэтому многие художники любят рисовать лес.
Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.
Материал. Репродукции картин известных художников: И. И. Шишкина Утро в сосновом бору, Лесные дали, Сосновый бор, И. С. Остроухова Золотая осень, И. И. Левитана Березовая роща, А. И. Куинджи Березовая роща, В. М. Васнецова Дубы; картины из пособий для детского сада и школы, на которых изображены лес и лесные животные на его фоне: Медвежья берлога, Волчья стая зимой, Заяц на лежке, Белки спасаются от куницы, Лоси в зимнем лесу, Семья волков летом, Семья ежей, Купание медвежат, Семья лосей летом, Белки с бельчатами в летнем лесу, Медведи весной, Белки строят гнезда, Медведи в осеннем лесу, Заяц в осеннем лесу, Спячка ежа, Белки осенью1. Специально подготовленные тексты стихотворений знаменитых поэтов: о зиме — Зимнее утро А. С. Пушкина, Зима И. 3. Сурикова, Мороз-воевода Н. А. Некрасова, Метель И. А. Бунина, Пороша, Березка С. А. Есенина; о весне — Еще дуют холодные ветры... А. С. Пушкина, Весна А. Н. Плещеева, Вот уж снег последний в поле тает... А. К. Толстого, Зеленый Шум Н. А. Некрасова, Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет... И. А. Бунина; о лете — Крестьянские дети Н. А. Некрасова, Как дымкой даль полей закрыв на полчаса... И. А. Бунина; об осени — Унылая пора! Очей очарованье!.. А. С. Пушкина, Еще вчера на солнце млея... А. А. Фета, Осень А. Н. Майкова, Славная осень! Здоровый, ядреный... Н. А. Некрасова, Зайчик А. А. Блока, Листопад И. А. Бунина 2. Подготавливаются игрушка старичок-лесовичок, предметные картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, кустарников, лесных ягод, муляжи грибов, объявление об открытии выставки.
Репродукции картин предварительно развешиваются в зале (холле), который на 2 — 3 дня становится картинной галереей. Картины группируются в четыре экспозиции по сезонному признаку. Между ними висят тексты некоторых стихотворений. Примерный ход занятия
1-я часть. Воспитатель сообщает, что на занятие пришел старичок-лесовичок, который хочет услышать, что ребята знают про лес. Задает вопросы: кто был в лесу? Что видели там? Что растет в лесу? Какие животные живут? Лесовичок слушает, хвалит детей, которые хорошо рассказывают про лес. Затем сообщает, что самые главные жители леса — деревья, их много, они высокие. Выставляет предметные картинки с изображением разных деревьев, просит ребят назвать их. Спрашивает, как они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну, осину. Загадывает загадку: Сидит — зеленеет, летит — пожелтеет, падет — почернеет. (Лист дерева.)
Сообщает, что леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные темные леса (тайга); в березовых рощах растут одни березы — это светлые леса; в сосновом бору — одни сосны, там приятно пахнет смолой.
В смешанном лесу под деревьями растут кустарники — бузина, лещина (орешник), лесная малина. Еще ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустарнички, грибы. Лесовичок показывает картинки с изображением кустарников, затем выставляет муляжи грибов. Читает детям стихи и загадки, просит найти отгадки.
В чаще леса, вдоль тропинок Он стоит среди осинок. Шляпка есть, но нет пальто. Отгадайте, это кто?
(Подосиновик.)
Вдоль лесных дорожек М ного белых ножек. В шляпках разноцветных, Издали заметных, собирай, Не мешкая, — это...
(сыроежки).
Белый гриб
Белый гриб-боровик В сех грибов отличнее: Богатырь-лесовик С головой коричневой.
Я в красной шапочке расту С реди корней осиновых. Меня увидишь за версту, Зовусь я...
(подосиновик).
Нет грибов дружней, чем эти. Знают взрослые и дети — На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу.
(Опята.)
Мухомор
Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, Ядовитый мухомор.
Е. Алексеева
После грибов лесовичок показывает лесные ягоды на картинках, просит назвать их. Загадывает загадки:
На полянке у дорожки Красные горошины. Кто мимо пройдет, Всяк в рот к себе кладет. (Земляника.)
Черненька, маленька, сладенька, Ребятам миленька.
(Черника.)
Воспитатель подводит итог: Дети, я вижу, лесовичок доволен вашими ответами, рассказами: вы бывали в лесу и многое в нем видели. Лес — это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи; художники, очарованные красотой, пишут картины. Мы сейчас пойдем с вами в картинную галерею, которую устроили в зале. Выставка называется Круглый год в лесу. На ней представлены картины художников-пейзажистов, которые пишут природу, и анималистов, которые рисуют животных. Там есть картины очень известных художников: Шишкина, Левитана, Куинджи, Ватагина. Вы увидите лес в разное время года, его обитателей — животных, которые там постоянно живут.
2-я часть. Воспитатель ведет детей (и лесовичка ) на выставку, обращает внимание на объявление, читает его, говорит, что картины будут висеть несколько дней, дети смогут их посмотреть еще раз вместе с родителями.
В картинной галерее тихо играет музыка, раздается пение птиц! Воспитатель показывает последовательно четыре экспозиции — лес весной, летом, осенью, завершает зимней тематикой. Подводя детей к каждой экспозиции, воспитатель обращает внимание на признаки сезона, тип леса, его обитателей. Предлагает детям самим всмотреться в картины, почувствовать красоту леса, назвать животных. На репродукции знаменитых художников обращает особое внимание. Возле некоторых экспозиций воспитатель читает стихотворения знаменитых поэтов, тексты которых висят рядом с картинами.
В завершение осмотра воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им выставка картин, какая из них понравилась больше других. Спрашивает мнение лесовичка о лесных пейзажах.
Занятие. Изготовление плакатов на тему Сохраним елку — красавицу наших лесов
Программное содержание. Познакомить детей с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения. Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу, доводить дело до конца.
Материал. Плакат о природе, листы белой и тонированной бумаги, краски, карандаши, фломастеры, несколько карточных трафаретов елки, 25—30 экземпляров текста, напечатанного на маленьких полосках бумаги: Акция Зеленая елочка — живая иголочка. Проводит я/с №..., игрушка старичок-лесовичок. Примерный ход занятия
Воспитатель сообщает, что на занятие опять пришел лесовичок. Он очень расстроен: в лесу начали рубить елки к Новому году, а ему жалко каждое деревце. Воспитатель успокаивает лесовичка : Ребята хотят делать добрые дела, они готовятся стать юными экологами, защитниками природы. Сегодня они (кто хочет) нарисуют плакаты про елку, потом мы все вместе развесим их на улице в разных местах, чтобы напомнить людям о том, что елка живая и ей лучше расти в лесу.
Воспитатель демонстрирует плакат природоохранного содержания, объясняет: "Это крупный цветной рисунок, на нем написаны слова, призывающие любить и беречь природу. Плакаты могут быть разные, задача детей — придумать плакат про елку, нарисовать его, сочинить слова, которые следует написать на плакате.
Дети придумывают содержание плакатов, воспитатель в индивидуальном порядке вместе с лесовичком обсуждает их, помогает выбрать бумагу, материал; тем, кто затрудняется, предлагает трафареты елок для облегчения рисования. Детям, которые заканчивают рисование, напоминает о словах для плаката, пишет их печатными буквами, советует ребенку, где лучше наклеить текст об акции.
Полное изготовление плакатов дети осуществляют не сразу, воспитатель помогает им вечером и на следующий день довести начатое дело до конца. Готовые плакаты вывешивают в раздевалке, чтобы познакомить с ними родителей. Все вместе обсуждают, где их можно повесить (на подъездах домов, на остановках автобусов, около магазинов, школы, елочного базара, почты, поликлиники). В один из следующих дней во время прогулки дети вместе с воспитателем развешивают плакаты на улице.
Воспитатель никого не принуждает участвовать в акции, рисуют и развешивают плакаты только те дети, которые сами захотят. Участники акции получают похвальные очки (по одному за каждый плакат), воспитатель проставляет их в Панораме добрых дел. Объяснчет, что можно еще нарисовать плакаты в детском саду или дома вместе с родителями. За каждый плакат будет новое похвальное очко в Панораме добрых дел.
Цикл наблюдений за елью во время прогулки
Наблюдение 4. Сколько лет елке?
Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько ели лет (количество мутовок плюс один). Елочка, которой пять или семь лет, еще невысокая, ниже ребенка, которому столько же лет. Ель растет медленно, поэтому молодые елочки надо беречь.
Наблюдение 5. Как себя чувствует сломанная елка?
Ель, у которой сломана верхушка, становится уродливой, но остается живой и продолжает расти. Боковые ветви превращаются в верхушку, их может быть несколько. Такая елочка не так стройна, как другие ели. Ей надо сочувствовать.
Наблюдение 6. Ель очень красивое и полезное дерево.
Ель — стройное дерево, потому что сверху вниз ее ветки увеличиваются постепенно. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая. Красиво выглядит ель и когда на ее ветках иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок, двор, парк.
Ель очень полезное дерево, так как издает хороший запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает нам быть здоровыми.
В свободное время воспитатель вспоминает с детьми песню В лесу родилась елочка..., в разговоре подводит их к мысли, что эта песня устарела, так как рубить елочки в лесу не следует.
Продолжаются наблюдения за вечерним небом, звездами, Луной.