Воспитание экологической культуры
Третья неделя в декабре
Продолжаются зимняя подкормка птиц, индивидуальная работа с дежурными в уголке природы, изготовление и развешивание плакатов.
На этой неделе, как и в предыдущие месяцы, дети ежедневно наблюдают за погодой, фиксируют ее в календаре. В конце недели рисуют картину живой природы. Воспитатель разнообразит приемы организации наблюдений, повышая самостоятельность детей.
Начиная с понедельника воспитатель привлекает внимание ребят к следам на снегу на участке детского сада. Вместе находят и обсуждают следы людей (детские, взрослые, мужские, женские), направление их движения, следы животных (кошек, собак, птиц, мышей), следы повозок (санок, колясок, лыж и т. д.). Обсуждают, где и на каком снегу следы заметны лучше, а где хуже.
Экскурсия в зимний лес
Программное содержание. Дать представление о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса: верхний ярус — сосны (самые высокие деревья), ярус пониже — лиственные деревья, ели, следующий ярус — высокие кустарники и подрастающие деревца, нижний ярус — это травы, кустарнички. Зимой этот ярус бывает под снегом, который укрывает и согревает все, что есть на земле и в почве. В зимнее время деревья и кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут), так как условия для жизни недостаточны: очень холодно, мало света, вместо воды снег. К таким условиям деревья и кустарники приспособились— сб расывают листву, а сами отдыхают. Некоторые травянистые растения не очень боятся холода: прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. На всех ярусах живут животные, лес — это их дом. В зимнее время на снегу можно увидеть следы их деятельности. Животные живут на том ярусе, на котором могут передвигаться, находить пищу, строить убежища. Растения и животные одного леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие в лес, — это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушать жизнь хозяев.
Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
Примерный ход экскурсии
В группе. Воспитатель, используя старичка-лесовичка, объясняет цель экскурсии, говорит о лесе как о многоярусном доме, в котором много жильцов — растений и животных. Лесовичок помогает назвать правила поведения в лесу: не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; ходить по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов — зимой замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи.
По дороге в лес. Воспитатель обращает внимание детей на следы на снегу, обсуждает их происхождение. Останавливает детей в таком месте, где лес виден издали и хорошо просматривается его ярусность. Предлагает поздороваться с лесом:
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: ты же видишь — мы свои!
С. Погореловский
Воспитатель обращает внимание на красоту пейзажа, затем обсуждает разновысокость деревьев — ярусность леса.
3. В лесу. Воспитатель обращает внимание на деревья и кустарники, обсуждает с детьми, почему они голые, в каких условиях они сейчас живут, чего им в условиях не хватает. Находят ель и сосну — только они остаются зимой зелеными, а потому самыми красивыми. Рассматривают иглы ели — они твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз.
Воспитатель предлагает узнать деревья зимой (по коре, веткам, почкам) — их узнать трудно, поэтому лесовичок дал специальные карточки, по которым можно узнать деревья 1. Рассматривают карточки, сравнивают их с деревьями, узнают их названия. Воспитатель предлагает каждому выбрать дерево, подойти к нему и посочувствовать — обнять, погладить кору, погреть дыханием, прижаться щекой, сказать ласковые слова: Деревце, я тебе очень сочувствую, я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя немного погрею, потерпи — весной и летом тебе будет очень хорошо!
Затем воспитатель обращает внимание на снежный покров, на множество знаков, которые есть на нем, — следы животных, осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучочки, упавшие или кем-то брошенные шишки. Отыскивают места, где под снегом есть зеленые травы, раскапывают, смотрят на них, обсуждают, почему они могли остаться такими, снова закапывают, чтобы им не было холодно. Воспитатель беседует с детьми о животных леса, их жизни на разных ярусах-этажах. Замолкают, слушают звуки леса, тишину, шорохи.
4. На опушке леса. Воспитатель предлагает сделать живую картинку Если бы я был деревом.... Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они корнями вросли в землю. Затем все обсуждают, что они испытывали, будучи деревьями. Прощаются с лесом:
Лес дремучий, до свиданья! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем, Добрый лес, могучий лес, Полон сказок и чудес!
С. Погореловский
5. На обратном пути дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, поговорки, пословицы о лесе. В группе воспитатель дает детям задание на дом: рассказать родителям об экскурсии в лес, предлагает желающим нарисовать свои впечатления.