Воспитание экологической культуры
Работа с детьми в сентябре
Идет комплектование группы, и воспитатель посредством наблюдения за деятельностью детей или при помощи специальных заданий определяет уровень их экологической воспитанности, характер отношения дошкольников к объектам живой природы, имеющимся в группе и на участке детского сада.
Вторая неделя
Продолжается определение уровня экологической воспитанности дошкольников. В течение всего сентября воспитатель не привлекает специального внимания детей к объектам группового уголка природы: сам поливает растения, ухаживает за животными, -е сли таковые имеются. Делает это обязательно при детях. При этом наблюдает за ними и помечает в диагностической тетради, кто из детей предлагает помощь, кто проявляет интерес, кто равнодушен к живым обитателям группы.
Во время прогулок воспитатель учит детей различать и называть словами свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, желтый (светло-или темно-коричневый), хорошо пропускает сквозь себя воду (вода уходит в песок). На сыром песке остаются следы (от человека, птиц, игрушек), по ним можно узнать, кто ходил, что происходило, на сухом песке вместо следов остаются ямки. По мокрому песку ходить легко — он уплотняется (при этом на подошве остаются песчинки), по сухому песку ходить трудно — он осыпается, ноги проваливаются.
Воспитатель организует игры с песком: строительные — побуждает детей делать интересные постройки, сооружения, изгороди (дома с одним-двумя входами, тоннели, гаражный ряд, скотный двор и пр.), кулинарные — учит девочек делать красивую и разнообразную выпечку, используя ее в каком-либо сюжете. К интересным песочным изделиям взрослый привлекает внимание всех ребят, просит их любоваться постройками, не разрушать — обходиться бережно, осторожно играть на разные сюжеты. Учит детей в строительстве из песка использовать дополнительные предметы (дощечки, палочки, камни и пр.), показывает новые приемы, обеспечивающие прочность и качество построек. Учит детей делать разнообразные и качественные постройки, обыгрывать их. Организует конкурс на лучшую постройку, выявляет всех желающих участвовать в конкурсе, предлагает детям объединиться по 3—4 человека, выбрать и обсудить вместе, что будут строить.
На участке (по договоренности с другими группами) ребята могут сооружать задуманное одновременно в разных песочницах. Дети, которые не участвуют в конкурсе, становятся зрителями •— наблюдают за строительством. Через 25—30 мин стройка заканчивается, воспитатели и дети разных групп осматривают сооружения, хвалят авторов, отмечают достоинства каждой постройки. Участников конкурса награждают (всем дают небольшие простые одинаковые подарки), под хлопки ребят они делают круг почета.
Воспитатель проводит с детьми два наблюдения. Первое — рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Цель наблюдения — показать детям, что песок состоит из отдельных песчинок, Ьни мелкие, твердые, неровные, разного цвета. Воспитатель перед каждым ребенком кладет бумагу, дает возможность рассматривать и трогать песок на ощупь (если имеются лупы, микроскоп, то они используются в этом наблюдении). Второе наблюдение посвящается сравнению песка и речных камней. Дети берут в руки камни, рассматривают их, гладят, сжимают, называют их свойства (форму, цвет, твердость, особенности поверхности), сравнивают с песком, называют отличия и сходства. Воспитатель поясняет, что песчинки — это крохотные камушки, они образуются от трения, ударов друг о друга больших камней.
Сравнивая песок и камни, педагог обращает внимание детей на то, что камни разного цвета, просит объяснить, почему песчинки все разные. Сообщает, что есть места, где песок почти белый, светло-желтый, на пляжах с таким песком приятно отдыхать, загорать — пляжи кажутся чистыми, золотыми.
Воспитатель выясняет с детьми, кому песок нужен для жизни, кто живет в песчаных пустынях. Дети осматривают обитателей уголка природы, обсуждают, кто и почему нуждается в песке. После занятия о Земле дети рассматривают глобус, находят пустыню Сахару, обсуждают, кто там живет. Педагог дает задание поискать дома книги, картинки о жизни в пустыне, принести их в детский сад, потом все вместе обсуждают, как приспособлен к жизни в песках верблюд, разные ящерицы, черепахи. Воспитатель говорит с детьми о разных приспособительных особенностях животных: способности запасать питательные вещества, подолгу обходиться без воды (верблюд), способности впадать в спячку и пережидать самое жаркое время (черепахи), о маскировочной окраске под песок, о приспособленности животных к передвижению, закапыванию и др.
В одном из разговоров воспитатель предлагает детям подумать о том, нужен ли песок людям для жизни, просит их обсудить этот вопрос дома с родителями. На следующий день продолжает с ребятами разговор о том, как песок используют в строительстве (его добавляют в цемент, чтобы получить очень крепкие, прочные бетонные изделия), для изготовления стекла. Воспитатель может сказать, что в некоторых местах планеты имеются золотоносные пески с крупинками золота — такой песок очень ценится, его добывают, терпеливо и долго промывают, собирают по крупицам золото. Воспитатель спрашивает, нужен ли песок художникам. И сам отвечает: нужен тем художникам, которые делают художественные изделия из стекла, очень красивую посуду, маленькие стеклянные скульптуры, украшения для женщин. Рассказывает о том, что в некоторых странах проводят настоящие конкурсы для взрослых художников-скульпторов на лучшую скульптуру из песка.