Воспитание экологической культуры
Работа с детьми в январе первая неделя
Продолжается подкормка птиц на участке детского сада. Выкладываются разные корма: для синиц — сало, семечки; для снегирей — рябина; для воробьев, голубей — разные зерна, крошки хлеба, остатки сухой каши. Продолжается индивидуальная работа с дежурными по уголку природы — у детей вырабатывается умение осмысленно ухаживать за растениями и животными, их учат понимать состояние живых существ, сопереживать им.
Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом
Наблюдение 3. Снег — он какой ?
Снег — разный. Цвет снега зависит от чистоты: белый — это чистый снег; серый, бурый — очень грязный, такой бывает на проезжих дорогах; цветной — от цветного дыма из заводской трубы, это ядовитый снег. В морозную погоду снег пушистый, легкий, искрится на солнце, скрипит под ногами; в оттепель снег тяжелый, мокрый, липнет к ногам и лыжам, из него можно лепить снежки и скульптуры.
Наблюдение 4. Можно ли пить талую воду?
Даже самый белый чистый снег грязнее водопроводной воды. Проводится опыт: в две белые тарелки кладут снег и наливают воду. Через два часа дети рассматривают воду в тарелках, сравнивают ее, отгадывают, в которой из них был снег (по мусору на дне). Убеждаются, что чистый снег — это грязная талая вода, непригодная для питья человеку. Талой водой хорошо поливать растения, ее можно давать животным.
Наблюдение 5. Если воду замораживать...
Воду можно заморозить на улице в мороз, в холодильнике (в морозильном отделении), она превращается в лед. Он твердый, холодный, прозрачный, имеет форму сосуда; он хрупкий, как стекло, легко раскалывается от удара. Замораживая воду разной окраски в песочных формочках, можно сделать красивые цветные льдинки.
Продолжается акция Зеленая елочка — живая иголочка: воспитатель дает детям задание считать выброшенные елки, внимательно рассмотреть одну их них. В свободное время беседует i срубленном и загубленном деревце. Предлагает дошкольникам рас сказать, как выглядит выброшенная елка, чем она отличается с живой елки на корню, вызывает сочувствие к ней, сожаление том, что ее срубили.
Организует рассматривание самодельного глобуса и разговор о новогодних событиях в разных местах планеты. Дети показывают Северный и Южный полюсы, материки, океаны, моря. Воспитатель помогает найти Россию, Москву, знакомые города. Показывает на глобусе, что зима сейчас в северном полушарии, a i южном полушарии в разгаре лето. Рассказывает, что Новый год встречают жители всей планеты, а вот ель и другие хвойные деревья растут не везде. Хвойных пород особенно много в России в тайге (показывает), поэтому и сложился такой обычай — рубить елку на праздник и украшать ее. Теперь людей много, а леса стало меньше, значит, ели надо беречь.
В конце недели организуется второй новогодний праздник на улице (в лесу или на участке детского сада) вокруг живой елки Предварительно дети украшают ее цветными льдинками, самодельными игрушками. Праздник под руководством музыкального руководителя может быть организован по-разному: с выносным музыкальным инструментом или магнитофоном. Смысл праздника — радоваться зиме, ее красоте, развлечениям, которые она несет с собой, и, конечно, прославлять красавицу-елку. Этот праздник не повторение предновогоднего сценария в зале. В нем могут быть новые персонажи: матушка-зима, метель, лунная зимняя ночь и др. Дед Мороз уже не в шутку, а всерьез учит согреваться, не дает стоять на месте. В праздник можно включить хоровод] К нам приходит. Новый год (музыка В. Герчик )1, драматизацию Метелица Е. Л. Благининой 2, игры-соревнования Заячий прыжок, На пеньках3. Уместны и зимние развлечения-соревнования: катание с горок, на ледяных дорожках, изготовление снеговиков, снежной крепости, игра в снежки и др.
В сценарии праздника должна быть сцена прославления елки, вокруг которой он организован. Дети любуются ею, трогают ее крепкие ветки, колючие иголки. Ведущий подчеркивает, что иголочки не осыпаются — елочка живая, сидит корнем в земле. Кто-то из детей читает стихотворение Е. Трутневой Елка:
Выросла елка в лесу на горе. У нее иголки зимой в серебре. У нее на шишках ледышки стучат,
Снежное пальтишко лежит на плечах. Жил под елкой зайка с зайчихой своей. Прилетела стайка чечеток с полей. Приходили к елке и волки зимой. Увезли мы елку из леса домой. Нарядили елку в новый наряд — На густых иголках блестки горят. Началось веселье, песни да пляс. Хорошо ли, елка, тебе у нас?
Ведущий обращает внимание детей на то, что стихи устарели, так как в них прославляется срубленная елочка. Предлагает изменить несколько строк, чтобы они соответствовали новому, бережному отношению к ней:
Не везли мы елку из лесу домой. Нарядили елку в красивый наряд — На густых иголках льдинки горят. Началось веселье, песни и пляс. Хорошо нам, елка, — праздник у нас!
Пока день еще короткий, продолжаются наблюдения за вечерним небом: воспитатель не упускает случая на прогулке наблюдать с детьми за Луной, звездным небом. Разговаривает с дошкольниками о фазах Луны, о планетах и звездах, о стремлении людей познать Космос, о космических кораблях и космонавтах. Вечерами в группе воспитатель может организовывать игры в космические полеты — путешествия (или экспедиции) на Луну, Марс, Венеру и другие планеты. Воспитатель помогает ребятам построить корабль из крупногабаритного строителя или из стульев, подсказывает, как сделать разные атрибуты (бинокли, часы, компас, защитные очки, шлемы и пр.). Предлагает космонавтам начать регулярные тренировки на спортивном комплексе.